Посетители выставок советской и современной художницы Натальи Нестеровой видят ее картины многозначительными, наполненными символизмом. Сама Наталья отвечает на это, что ничего подобного не пытается вкладывать в свои работы, а просто-напросто любит рисовать. И, надо сказать, это у нее получается замечательно. Ведь тогда не была бы Нестерова самой востребованной и дорогостоящей российской художницей.
Работы женщины-живописца сюрреалистичны, карикатурны и необыкновенно динамичны. Особым элементом, который встречается во многих ее картинах, являются карты.
Хотелось бы знать истоки любви художницы к этой азартной игре. И глядя на работу «Карты» 1977 г. начинаешь смутно догадываться о настроении человека, писавшего ее. Композиция построена по правилам классического искусства.
В центре – зеленый карточный стол. За ним сидят мужские и женские фигуры – они изображены с некоторой монументальностью, резкостью, грубостью, без толики изящества. Лица их багровые, руки крупные, мужественные.
В ее творчестве сочетается сразу несколько техник. В изображении предметов, например, она нередко прибегает к методам, придуманным сюрреалистами. Кроме того, если это портрет, то скорее всего шарж или карикатура. Одно остается неизменно при любом сюжете, который бы она не выбрала – динамизм и живость образов.
Это заметно и на картине «Карты». В композиции здесь вряд ли можно найти какие-то новаторства и смелые решения – все довольно традиционно. Центр представлен карточным столом, вокруг которого сидят раскрасневшиеся игроки — мужчины и женщины. Они намечены грубыми, нарочито неаккуратными мазками темных оттенков зеленого и, в основном, коричневого. Фоном для их игры служит огромный деревянный шкаф с мелкими фигурками и горшками с растениями, то есть типичными украшениями дома.
Обстановка в комнате кажется такой повседневной, спокойной и обыденной. Лица игроков, которые может увидеть зритель, непринужденны и вялы. Эмоционально окрашено только лицо мужчины, сидящего боком. Он расстроен и огорчен неудачным раскладом карт. Еще 2 фигуры внизу картины: их лица нам не видны, но зато смотрящий может разглядеть масти карт, которые они держат в руках. В целом, картина не создает напряжения, наоборот, заражает соей праздностью и пассивностью.
Задний план занимает громоздкий темно-коричневый комод и выстроенные на нем украшающие интерьер безделушки: ракушка, статуэтка, вазы с живыми цветами. Все обыденно, непринужденно, плавно и размеренно: идет процесс игры в карты между двумя женщинами и тремя мужчинами.
Человек в черном пиджаке заканчивает раздавать карты. Мужчина справа в коричневом пиджаке огорчен попавшимися ему карточками – близкое чувство хоть раз игравшему в «дурака» человеку. Зрителю видны масти в руках у пары, сидящей к нам спиной.
Атмосфера картины «Карты», как и у большинства работ Нестеровой – праздность, бесцельное времяпрепровождение, время бытового отдыха. Техника полотна отличается графичностью, композиционным примитивизмом и глубиной цвета.
Сюрреалистичные, легкие, расплывчатые полотна Нестеровой необычны и потому притягательны своей уникальной самобытностью.