Анализ картины Ореста Кипренского Портрет Натальи Кочубей - Орест Кипренский
Анализ картины Ореста Кипренского Портрет Натальи Кочубей

Анализ картины Ореста Кипренского Портрет Натальи Кочубей

Этот портрет написан итальянским карандашом и акварелью, что придаёт картине особый шарм. Девушке тогда было всего 13 лет. Портрет стал известен, многие ценители искусства любят его.

Наталья Кочубей — дочка Министра внутренних дел при Александре I. Именно этой девушке Пушкин посвящал свои любовные стихи, когда был учеником Лицея. Поэт говорил, что она и есть эталон дамы тех лет.

Тёмный, однотонный фон не во весь листок, светлая кожа девушки и наряд с отблесками. Голубые ленты, которые перевязаны крестом вокруг девушки, ярко выделяются своим цветом.

Молодая и активная девушка не могла долго усидеть на месте, поэтому портрет получился живым. Она будто на фотографии, оборачивается на что-то. Движение также создаётся за счёт светлых бликов, вокруг головы девушки и на её одежде.

Живость картине также придаёт простой, тёмный фон. Из предметов на картине только прозрачный стул со спинкой.

Кипренский всегда писал так, что можно было увидеть не просто характер, но и настроение человека в моменте написания картины. По этой картине можно сказать, что молодая девушка была своенравной, капризной — об этом говорят черты ее лица. Она будто недовольна тем, что её заставляют долго сидеть.

Несмотря на простоту этой картины, её хочется рассматривать. Каждый блик выглядит настоящим и живым, а игра со светом и тенью показывает мастерство художника.

Если присматриваться, то видно, что все штрихи выполнены небрежно. Это показывает нрав молодой, бойкой девушки, её ещё детскую весёлость.

Перед нами вполне сформировавшийся стиль. Формат творения небольшой, фон густо заштрихован, а затем наложена небольшая подцветка с помощью пастели.

Мы чувствуем настоящего живописца, который понимает фон не как плоскость замыкающего характера, а особое пространство.

Светлая фигура расположена на темном фоне. Эта среда вокруг фигуры наполнена огромным количеством звуков. Она особым образом резонирует.

Кочубей грациозна. Этим она действительно способна покорить всех. Мы чувствуем, что манеры девушки действительно хорошие. Она получила отличное воспитание, а происхождение ее благородное.

Картина вся наполнена особым движением. Кажется, что девушка обернулась на какой-то зов. Кипренский любил подобные мизансцены. Именно такая манера изображения стала лейтмотивом всех его портретов.

Кипренский создает этот великолепный портрет в 1813 году. В это время героине исполнилось 12 лет. Но уже чувствуются те ее черты, которые впоследствии так поразят самого Пушкина. Юное лицо Кочубей очень красиво. Глаза – светлые и ясные. Лоб – чистый и высокий. Волосы темного цвета аккуратно зачесаны назад. Перед нами действительно прекрасное чистое создание.

Кипренский изображает девушку-подростка. Но уже можно почувствовать ее особую величавость и подлинную грацию. Неслучайно потом она станет настоящей законодательницей светских приемов.

Мы видим Наталью Кочубей в домашнем платье. Тесемки его нарочито не завязаны, поэтому красота шеи не скрыта. Кипренский пишет девушку в пол-оборота. На ее лице читается недовольство. Но такое выражение лица совершенно не портит ее.

Кипренскому удалось передать живость и подвижность героини. Перед нами настоящий шедевр истинного мастера.