Анализ картины Поля Сезанна Игроки в карты - Поль Сезанн
Анализ картины Поля Сезанна Игроки в карты

Анализ картины Поля Сезанна Игроки в карты

В конце XIX века французский художник Поль Сезанн написал серию картин, посвященных игре в карты. Все они вышли под одинаковым названием – «Игроки в карты».

С каждой последующей работой автор уменьшал количество изображенных людей, а также удалял с полотна лишние детали. В итоге наиболее лаконичной и вместе с тем самой известной из всей серии стала пятая картина – своего рода окончательный вариант работы Сезанна над данным сюжетом.

Поль Сезанн (1839-1906) был уроженцем Прованса, с его яркими красками, словно слитыми с формами предметов, — отсюда и живописная манера зрелого мастера. Прожив какое-то время в Париже, он вернулся на родной юг, в Экс-ан-Прованс, и стал писать местную природу и крестьян из окрестных деревень. В периоде 1890-1896 художник создал пять полотен, на которых изобразил мужчин, играющих в карты. Представленный вариант хранится в музее Метрополитен.

Тема карточной игры часто возникает в европейской, в том числе и французской, живописи. Достаточно упомянуть картину из музея Гране в Эксе братьев Лененов, которая в какой-то мере вдохновила Сезанна на создание одноименных произведений. Самих карт на полотне почти не видно, поскольку автор заинтересован фигурами своих героев, их манерой сидеть за столом, сдержанными и одновременно яркими одеждами — то есть пластикой и цветом.

Люди, неторопливо и с чувством проводящие своей век на этой цветущей древней земле, были источником вдохновения для Сезанна. «Я люблю всех, кто живет и стареет, не стараясь изменить обычаи, — говорил он, — кто спокойно позволяет себе жить в соответствии с законами времени». Основательны и почти неподвижны игроки — Сезанн попросил позировать ему окрестных фермеров, мир вокруг них кажется вылепленным из того же материала, что и они сами. Однородная «фактура» людей и окружающего пространства особенно привлекала художника.

Героями картины Поля Сезанна Игроки в карты стали любимые художником французские крестьяне, живущие в дорогих его сердцу краях – в Провансе. Сезанн запечатлел сдержанную и степенную игру в карты двух мужчин, сидящих за грубым столом в одном из местных кафе. По всей видимости, у него была возможность хорошо пронаблюдать и изучить этих людей, благодаря относительной неподвижности, в которой те пребывали в процессе игры.

При этом на своем полотне художник сумел создать экспрессию, отобразить ощущение движения, благодаря жестам и разному выражению лиц героев. Все это он причудливым образом соединил со свойственной ему манерой монументальности. Сюжет передан в яркой контрастной палитре красок, что привнесло в картину некоторую степень живости и повседневности. Фон картины выглядит достаточно расплывчатым и смазанным и совсем не похож на стену кафе, представляя собой нечто абстрактное.

Мы видим своего рода противоборство двух человек, всецело поглощенных игрою в карты. Как принято считать, карты – вещь непростая, они могут поведать секреты судьбы.

Однако здесь игроки используют их сообразно собственной воли. По выражению их профилей можно понять, что герои сосредоточенно обдумывают следующий ход, который может решить не только исход игры, но словно и всю их дальнейшую участь. И это отнюдь не пафос, если учесть, что в карты люди, как правило, играют на деньги, и нередки случаи, когда результат карточной игры определяет судьбу человека.

По сути, это и происходит на наших глазах – решается судьба людей, причем совершается все это в самой банальной обстановке. Таким образом, несмотря на всю свою простоту, герои кажутся исполненными величия. В этом, пожалуй, и заключается глубокий символизм и особый смысл картины.