Анализ картины Натальи Гончаровой Велосипедист - Русские художники
Анализ картины Натальи Гончаровой Велосипедист

Анализ картины Натальи Гончаровой Велосипедист

Наталья Сергеевна Гончарова – представительница дворянского рода, к которому принадлежала и жена А. С. Пушкина. Детство провела в имениях отца в Тульской губернии, и став взрослой, неоднократно жаловалась на то, что ей приходится жить в крупных городах – сельский быт Наталью Сергеевну вполне устраивал. Где бы не путешествовала художница, села и деревенский быт всегда интересовали ее больше, чем городская жизнь. Гончарова много работала над иллюстрациями книг; как и многие ее современники, создавала театральные декорации. Стиль Гончаровой формировался, с одной стороны, под влиянием иконописи и русского лубка, а с другой стороны, под сильнейшим воздействием стилистики примитива. Изображения на полотнах художницы тяготеют к плоскостным и обладают узнаваемой ритмичностью. После революции Наталья Сергеевна увлеклась кубизмом и футуризмом, разрабатывала направление, изобретенное ее мужем М. Ларионовым – лучизм.

Картина «Велосипедист» – ярчайший пример футуристической живописи. Она обладает всеми заметными признаками этого направления, как то: многократное повторение отдельных фрагментов, смещение и местами дублирование контуров, благодаря чему создается ощущение движения объекта во времени. Использование в картине уличных вывесок также характерно для футуризма; но, в отличие от большинства работ этого направления, несбалансированных и несимметричных, «Велосипедист» идеально уравновешен и четко просчитан в пространстве. Мужчина на картине одет в темно-серые брюки и коричневую рубашку, на голове – картуз. Согнувшись за рулем, он отчаянно крутит педали. Дорожная брусчатка прорисована в виде повторяющихся круглых сфер, тонкие колеса как бы вязнут в ней. Основная идея футуризма, идея динамики века, ярко и недвусмысленно читается в данной работе.

В картине точно передана стремительная скорость движения. Мимо мчащегося велосипедиста мелькают уличные вывески и сливаются в одно целое. Быстрое движение колес передано через их многократное повторение друг возле друга.

И сам человек, пригнувшийся к рулю, расслаивается, становится подчиненным общей идее — скорости. Это основные признаки футуризма — смещение контуров, повторение деталей и вкрапление незаконченных фрагментов. Разлагая формы видимого мира, Гончарова, тем не менее, сумела создать целостный образ динамики в жизни отдельного человека.

В этой картине воплощена эстетика ХХ века — века технического прогресса и ускоренного темпа жизни. Уже произошла 1 Русская революция 1905 года. Накануне Первой Мировой войны, начавшейся в 1914 году, неспокойная обстановка в общества была тонко уловлена художницей и выражена в невинном сюжете — условной фигуре человека на велосипеде.

Это одна из лучших картин художницы в стиле кубофутуризма. Последующее творчество Гончаровой шло в духе нового, изобретенного М. Ларионовым стиля «лучизм».