Анализ картины Михаила Нестерова Христова невеста - Михаил Нестеров
Анализ картины Михаила Нестерова Христова невеста

Анализ картины Михаила Нестерова Христова невеста

“Христова невеста” – первая из картин Нестерова, которую он считал той работой, которая открыла ему творческий путь. В ней в первой, отразились и живая душа, и страдание, и идея – все то, без чего нет подлинного искусства. Создана она была при грустных для художника обстоятельствах. Умерла его жена Мария, ей было всего двадцать пять лет. Убитый горем, Нестеров взялся писать “Христову невесту”, наделив её лицом покойной жены, и такие образом выплеснул на холст свое горе. Получилась живая, дышащая, трогающая за самую душу картина.

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942). Он родился в купеческой семье, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Академии Художеств, у В. Перова и В. Маковского. Позже он нашел свое направление, которое назвал «опоэтизированным реализмом». Основная тема его творчества: тема ищущей души, уединения и покоя. Теперь свой идеал он видел в глубоких и искренне верующих людях прошлого. Его привлекает аскетическая строгость монашества, красота православных обрядов, жизнь в согласии с природой.

Основная тема его творчества дореволюционного периода – монашеская, монастырская Русь. В собрании Приморской государственной картинной галереи есть небольшая картина «Христова невеста», изображающая сидящую девушку в одежде раскольничьих белиц. Её голова наклонена, глаза, полные затаённой печали, опущены, в облике смирение и покой.
Под идентичным названием существует несколько картин. Первую Нестеров создал в 1886 году. Сегодня она известна под названием «Девушка-нижегородка». Вторая, написанная по мотивам керженского старообрядчества, относится к 1887 году. Картина, находящаяся в собрании галереи, является третьим вариантом, она была создана в 1913 году и приобретена у автора И. Э. Грабарем и В. Л. Зилоти для Третьяковской галереи.

Удачно найденные однажды поворот головы, позу, черты лица Нестеров повторял и переносил (с небольшими изменениями) из картины в картину. Они ему представлялись идеальными формулами пластики и движения для выражения его идеи женственности, благородной сдержанности, отрешённости от всего земного. Квадратный формат полотна подчёркивает замкнутость состояния девушки, статичность её позы. Художник сочетает холодные и тёплые тона, избегает излишне напряжённых динамичных контрастов.

Портрет-картина «Христова невеста» Михаила Нестерова – это воплощенная в живописи проблема взаимоотношений природы и человека, напряжённый поиск идеала, стремление уйти в мир прекрасного и гармоничного, тишины и покоя. Это картина-элегия, передающая возвышенные движения человеческой души.

Картины Михаила Нестерова часто окрашены созерцательным любованием. Стилистически они обнаруживают некоторое влияние стиля модерн – в панорамности композиций, в холодноватом гобеленном цвете, в замене развернутого действия состоянием.

Картина «Христова невеста» до 1930 г. находилась в Государственной Третьяковской галерее, затем передана в Краеведческий музей им. В.К. Арсеньева. С 1966 – в собрании ПГКГ.
Поделиться

Христовыми невестами называли монахинь из-за обета воздержания. Не принадлежа ни одному земному мужчине, каждая монахиня принадлежала Господу и потому должна была сохранять чистоту и непорочность. На картине изображена девушка в таком платье, какое носили старообрядцы. Темное, строгое, оно сидит по фигуре, белая рубашка с длинным рукавом прячет руки, а платок, расшитый синим узором, шею и волосы. Живет только лицо – с тонкими чертами, строгое, святое. По нему видно, что основная жизнь девушки проходит в другом мире. найдя голос

Бога в природе вокруг себя и в самой себе, она больше не нуждается в примитивных забавах мира. Её сверстницы выходят замуж, нянчат детишек, гадают на Святки, пекут пироги и водят хороводы с песнями, тягучими и высокими. Она же, удалившись в монастырь, больше не интересуется всем этим. У неё не будет ни мужа, ни детей. Яркие бусы, жемчужные серьги, расшитые сарафаны больше не про неё. Затворившись внутри себя самой, обратив взгляд на Бога, она поглощена этим занятием.

Христова невеста проживает жизнь именно так. В гармонии и мире, за простой работой, в помощи людям. Страсти и боль проходят мимо неё, оставляя её равнодушной. Грешные желания умирают, не родившись, и так легко представить, как она встает и прямо в своем синем сарафане восходит на небо.