Анализ картины Натальи Гончаровой Испанка - Русские художники
Анализ картины Натальи Гончаровой Испанка

Анализ картины Натальи Гончаровой Испанка

Наталья Гончарова – не только известная русская художница, но и талантливый театральный декоратор. Свой род она ведет от супруги Александра Сергеевича Пушкина. Начав свою творческую деятельность на рубеже веков, Гончарова многое сделала для развития российского авангардизма. В то же время, она призывала соратников не поддаваться слепо современным веяниям, творить в согласии с народными традициями. По сути, яркие и запоминающиеся работы Натальи и являются своеобразным переосмыслением традиционного народного искусства. Гончарова одной из первых начала применять технику коллажа для оформления книг; многие ее полотна также напоминают замысловатые коллажи.

Испанской темой Наталья заинтересовалась еще до революции; периодически она возвращалась к ней на протяжении всей жизни. Вместе со своим мужем, Михаилом Ларионовым, она отправилась на гастроли вместе с труппой Дягилева. Рабочая командировка превратилась в большое путешествие по южной стране. Путешествующие знакомились с культурой, природой, искусством страны, смотрели выступления маленьких танцевальных коллективов и посещали рестораны. Гончарову поразило серьезное отношение испанцев к легкомысленному танцевальному искусству, уважение местных зрителей к танцовщицам фламенко. Как художник в Испании она пережила второе рождение. Испанская страстность оказалась по духу очень близка Наталье, она делала невероятное множество зарисовок, которые впоследствии использовала в своих работах, как живописных, так и театральных. Эти эскизы – резкие черно-белые наброски – кажутся прямым порождением искусства Испании. И именно Испания привнесла в живопись Гончаровой ее знаменитую колористику – оранжевые, красно-коричневые, багровые, охристо-желтые, черные тона. Другие «испанские» работы автора были практически черно-белыми, как те самые эскизы – с легким налетом серебристого и голубого.

«Испанка» – одна из поздних работ состоявшегося художника, монументальная и отточенная в деталях. Основу композиции составляет абстрактная конструкция из треугольников. Фигура изображенной на картине женщины монументальна и пластикой напоминает статую. Лицо – точеное и резковатое, с узкими глазами и высокими дугами бровей. Бесстрастно и надменно женщина смотрит куда-то в сторону, игнорируя зрителя. Темные лиловые складки траурной одежды скрывают фигуру, живописные черные кружева обрамляют силуэт.

Юбка – пышная с яркими цветами. Высокий головной убор также отделан кружевом. В руках испанки – складной белый веер, столь же яркие белые цветы вплетены в прическу. Колорит работы – красновато-желтый с уходом в сине-черный, с коричневыми и желтыми деталями. Критики сравнивали эту картину с готическими соборами. Несмотря на то, что национальная принадлежность модели ярко определима не только названием, но и колоритной одеждой – в данной работе прослеживаются и некоторые русские народные мотивы, которым художница не изменяла всю свою жизнь.

Тема испанской красавицы занимает важное место в творчестве Гончаровой после поездки художницы в Испанию в 1916 году.

Она не только обращается к испанской теме в своем творчестве для европейских домов моды, но и создает ряд работ в разных техниках: от ар-деко и позднего декоративного кубизма к авторской Неоклассике. Для работ этого цикла свойственна сдержанная цветовая палитра.