Анализ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Юноша с корзиной фруктов - Караваджо
Анализ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Юноша с корзиной фруктов

Анализ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Юноша с корзиной фруктов

Микеланджело Караваджо – художник с итальянскими корнями, получивший образование в Милане. Его знаменитая картина «Юноша с корзиной фруктов» является его ранней работой.

Написал он ей в 1593 году. Интересно то, что Караваджо любил изображать как повседневный быт людей, так и библейские события. «Юноша с корзиной фруктов» является изображением именно обычной жизни.

На полотне величиной 70 на 67 сантиметров художник изобразил портрет юноши, в руках которого корзинка со спелыми свежими фруктами. Парень имеет тёмные, густые, кудрявые волосы. Поза юноши достаточно свободная, он немного сгорбился, оголил плечо. Смотрит он на нас с гордым видом. Рот его слегка приоткрыт.

Корзине с фруктами художник уделил немало времени. В плетёную коричневую корзинку Микеланджело Караваджо поместил грозди винограда, красно-зелёные яблоки, спелый инжир, персики и другие фрукты.

Самыми яркими фруктами являются яблоки, а остальные фрукты художник изобразил в нейтральных тонах, чтобы всё гармонично смотрелось. Ведь если бы Караваджо взял много ярких цветов, наше бы внимание ушло бы только на фрукты, тогда мы позабыли бы про главного героя.

Достоверной информации, кем же являлся этот юноша, нет. Многие считают, что Караваджо просто попросил позировать первого встречного. Вообще, Микеланджело Караваджо знаменит тем, что изображал на своих картинах самых обычных людей из народа.

Большое значение художник уделял цветам и свету. На данной картине сразу понятно, что свет падает с левой стороны. Ведь самые яркие пятна – это левая щека и плечо юноши.

На правой стороне картины, наоборот, падают тени. Фон картины – самая обычная серая стена. Художник специально изобразил парня в обычном помещении, а не на природе. Чтобы фрукты не сливались с природной средой.

В шестнадцатом веке натюрморт считался простым незамысловатым жанром живописи, недостойным кисти настоящих художников. Микеланджело Караваджо, сам того не подозревая, вернул этому жанру художественную ценность. Он, будучи совсем молодым живописцем, написал корзину, полную фруктов, во всей ее непритязательной реалистичности, а позднее стал включать изображение спелых плодов в другие свои работы, привнося в них символическое значение.

«Корзина с фруктами» прекрасна в своей простоте и лаконичности, в ней нет ничего лишнего и отвлекающего. В плетеной корзине из виноградной лозы изображены осенние плоды: несколько гроздей винограда, яблоко, груши, инжир. Светлая стена с желтоватым оттенком и тонкая полоска стола орехового цвета служат идеальным обрамлением к композиции. Центральное положение корзинки, особенности освещения и даже тени, которые отбрасывают на стену увядающие листья, напоминают зрителю сценическую постановку.

Изображение решено с невероятной реалистичностью: на яблоке появились темные пятна, некоторые плоды тронуты гнилью, а виноград покрылся беловатым налетом. Даже листья, оттеняющие фруктовую композицию, начали засыхать и сворачиваться.

В каждой линии видно художественное мастерство Караваджо – так тщательно выписаны все детали, от изящно сплетенных прутьев корзины до прожилок на яблочной кожуре.

При этом, художнику удается создать практически трехмерное изображение. Для этого он использует баланс света и тени: яркий луч из левого верхнего угла плавно переходит в тень в правой нижней части. Позже этот прием станет частью уникального узнаваемого стиля Караваджо. Все элементы настолько объемны, что зрителю кажется, будто он может протянуть руку и взять любой из фруктов. Эта натуральность удается мастеру легко, без фальши и напряжения. Художник пишет не просто натюрморт, он изображает красоту увядания, бесконечный танец жизни и смерти.