Религиозную составляющую в картинах Микеланджело Меризи да Караваджо можно считать основополагающей. Несмотря на то, что у художника множество других произведений, признание художник получает именно после написания «Призвание апостола Матфея».
Примечательно, что это первая публичная картина художника, написанная не по частному заказу. По сей день полотно украшает стены римской капеллы Контарелли, наряду с еще двумя крупными произведениями мастера, сделавшими его, фактически, самым известным живописцем религиозной тематики Рима конца XVI – начала XVII вв.
Караваджо сумел создать полотно не нарушая собственный взгляд на вещи. Картина сохраняет присущий руке художника реализм.
Картина переносит нас в ту часть библейской истории, когда сборщик пошлин Левий Матфей встречает на своем жизненном пути Иисуса, и, последовав за ним, становится одним из ближайших его апостолов. Судя по обстановке, действие разворачивается в таверне, где проходит встреча Левия с одним из должников. Как раз в тот момент, когда налогоплательщики пересчитывают монеты, в таверне появляются двое – апостол Петр, изображенный совершенно непримечательным мужчиной в небогатой одежде и сам Иисус, стоящий позади своего ученика.
Некоторые современники сочли вопиющим тот факт, что Сын Божий спрятан едва ли не в тени своего апостола. Несмотря на поверхностное сокрытие персонажа, Караваджо удалось выделить Иисуса на фоне других присутствующих: жест, которым он указывает на Матфея, пронзительный взгляд, выразительные черты лица и, разумеется, нимб над головой не оставляют никаких сомнений в том, что это и есть Иисус.
Матье Контрель (строительный подрядчик) оставил завещание. Согласно ему, нужно было отделать фресками капеллу в церкви. Он выбрал определенную тему и необходимое количество. Контракт подписали с известным в то время живописцем Чезари д Арпино. Он был некогда соперником Караваджо. Но поскольку он был просто завален всевозможными заказами, то в 1599 году смог оформить только свод. Возникли серьезные опасения, что нужное время роспись не будет закончена.
Договоренность с д Арпино была разорвана. Решили доверить это ответственное дело Караваджо. До этого он занимался лишь частными заказами. Эта работа стала его первой пробой пера для широкой аудитории. Живописец решил полностью отказаться от традиционных фресок. Он предпочел большие холсты.
«Призвание апостола Матфея» – первая картина Караваджо. Это произведение художника по праву лучшее творение, созданное на достаточно редкий сюжет.
Матфея увидел сам Иисус и решил призвать его на служение апостолом. Трактовка Караваджо иная. Он изображает этот сюжет, как одну из сцен обычной жизни того времени. Мы видим темную комнату. Сидят люди и считают выручку. Молодые люди обернулись и внимательно смотрят на вошедших. Матвей одет бедно. Никто не понял, кто он, кроме Левия.
Мрак прорван потоком света в том месте, где находится Иисус с апостолом Петром. Это символ веры, который неожиданно ворвался в мир. Наш взгляд строго организован тем, как он направлен. Мы невольно читаем всю сцену именно, начиная слева. Мы можем видеть лишь руку и голову Иисуса. Он зашел сюда лишь на минуту, так как его ноги повернуты по направлению к выходу. Здесь три раза повторен один и тот же жест – вытянутая рука. Многие исследователи считают, что это неслучайно.
Мощный луч света из окна делит картину по диагонали, совпадает с указующим жестом руки Иисуса (который очевидно позаимствован у известнейшей фрески Микеланджело в Сикстинской капелле), и заставляет нас рассматривать всю стену слева направо — что прекрасно совпадает в местоположении картины в капелле: она расположена на левой стене капеллы.
Согласно Евангелию, Иисус увидел Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение. Не мудрствуя лукаво, Караваджо перенес евангельское действие в современный ему Рим, обрядил персонажей по последней моде — и это, черт побери, работает! Это работает даже сейчас, и уж тем более, работало в те времена, «очеловечивая» библейские события и приближая их к современности.
Нам понятен язык художника. Именно поэтому его картины были и остаются такими популярными.
Куда больше вопросов среди критиков вызывает фигура Левия Матфея, касательно которой по сей день много сомнений. Кто же именно из собравшихся подле стола тот самый мытарь? Если исходить из визуального восприятия, взгляд падает на молодого бородатого мужчину, который сидит в центре стола. Его лицо попадает в лучи света, пробившегося во мрак комнаты вместе с вошедшими. Пальцем он показывает на себя, словно уточняя, действительно ли гости явились за ним. Такая версия наиболее распространена, но существует и другая.
Ближе всех на стуле сидит юноша, склонившийся над кучкой монет. В одной его руке крепко сжат кошелек. Луч света попадает в том числе и на него, но глаза его опущены. Пока еще он не видит вошедших. Есть вероятность, что именно он и есть Матфей, пока еще погруженный в свой мир алчности и тьмы. Быть может, через секунду он поднимет голову и увидит то, что полностью изменит его жизнь.
Обе версии вероятны, обе версии по своему оправданы. Но куда важнее другое: художник дает зрителю совершенно обыденный сюжет с очень красивой моралью. В простой таверне сидят обычные люди, со своими грехами и пороками, страхами и предубеждениями. И каждый из них в любой момент своей жизни может оказаться Левием Матфеем.