Изображение Богоматери с Христом и святой Анной Караваджо написал по заказу папских конюших (с итальянского «palafrenieri» — «конюхи») для главного алтаря церкви Сант-Анна вблизи собора Святого Петра в Риме. Второе наименование картина получила из-за того, что здесь изображена змея — символ зла, которую попирают Мария и Христос.
В соборе работа мастера, чье искусство выходило за рамки канонов, находилась всего несколько дней. С Караваджо не раз случалось такое, что из-за недовольства церковнослужителей его произведения покидали стены храмов и оседали в частных собраниях. В данном случае картина оказалась в коллекции Шипионе Боргезе. Причина, по которой ее убрали из церкви, заключалась, скорее всего, в следующем: художник изобразил Анну, Марию и Христа с такой смелостью и таким реалистическим подходом к созданию образов, как если бы писал кого-нибудь из своих незнатных и небогатых современников.
«Он считает, что… ничего не может быть лучшего, чем следовать натуре, — писал о Караваджо зрелого периода его современник, нидерландский художник и историк искусства Карел ван Мандер. — Отсюда явствует, что он не делает ни одного мазка кистью без того, чтобы не изучать жизнь, которую он копирует и пишет». Но именно пристрастие к правде жизни, желание приблизить божественное к человеку и было тем новшеством Караваджо, которое всколыхнуло искусство европейских художников.
Впрочем, Караваджо великолепно умел «срежиссировать» задуманную им сцену как настоящий художник барокко, одним из зачинателей которого он был. И его манера «тенеброзо» (в переводе с итальянского — «мрачный, темный»), когда луч света прорезает темноту и освещает персонажей, усиливает момент театрализации изображенного.
«Мадонна Палафреньери» – таким было первое название картины Микеланджело Караваджо, на которой изображены святая Анна, Мария и мальчик Христос. Наиболее динамично написана фигура Марии, ребенок приведен в движение под мягким руководством матери, а пожилая Анна находится поодаль в смиренном покое.
«Мадонна со змеей» Караваджо – второе наименование дано полотну из-за того, что на нем живописец изобразил змею как еще одного главного персонажа, олицетворявшего злое начало. Богоматерь с Иисусом в роли светлых сил придавливают ступнями ног голову змеи – символически попирают грех. Мадонна не просто умерщвляет змею, а подает пример своему дитя, учит бороться с темными силами.
Караваджо работал над картиной по заказу для центрального алтаря церкви Святой Анны в Риме. Начатая в 1605 году и завершенная через год, «Мадонна» находилась в соборе лишь несколько суток. Смелое для того времени искусство живописца часто вызывало возмущение у современников, особенно протестовали церковные служители. По всей видимости, духовенство было недовольно стремлением Караваджо очеловечить божественное: свергнуть объекты поклонения с пьедестала и максимально приблизить к людям. Мастер изобразил самых почитаемых святых особ так реалистично и непринужденно, будто писал первых встречных на улице.
Художник творил в период расцвета барокко – это выражено в театральной драматичности полотна. Отличительная манера Караваджо – отчетливое противопоставление темноты и освещения героев. Поразительная работа над светом и тенью, единство действия, богатая эмоциональная наполненность персонажей и чрезмерная откровенность в их изображении делают религиозную живопись художника оригинальной, правдивой и законченной.
По причине неприятия церковью «Мадонна со змеей» попала в собрание картин Шипионе Боргезе, и в настоящее время выставлена в одноименной вилле княжеского семейства в Риме.