Анализ картины Караваджо Мальчик, чистящий фрукт - Караваджо
Анализ картины Караваджо Мальчик чистящий фрукт

Анализ картины Караваджо Мальчик, чистящий фрукт

Мальчик с корзиной фруктов — это первая картина Караваджо, и она в полной мере демонстрирует уникальный почерк художника и его способность создавать реалистичные образы.

Среди тех, кто рисовал в технике реализма, кто исповедовал высокие идеалы классицизма, считалось не лучшим тоном изображать мир во всей его грязи. То, что в нем вообще есть грязь, считалось фактом общеизвестным и не нуждающимся в запечатлении. Запечатлевать старались самые возвышенные и идеальные моменты, которые стоило того, чтобы донести их до потомком.

Тем удивительнее выбор Караваджо, который изобразил мальчика-слугу, очищающего гнилые фрукты. На мальчике белая рубаха, он изображен очень мягкими, плавными линиями.

Грудь у него безволоса, лицо совсем молодой – руки грубоваты, скрипачом он бы стать не смог. Волосы слегка курчавятся, кожа отливает медом и бронзой. Перед мальчиком на столе персики. Два из них красивые, налитые, полные солнца.

Остальные выглядят не так идеально – они сморщились и почернели, должно быть, слишком долго лежали или были собраны из-под дерева, уже после общего сбора урожая. Держа в руке нож, мальчик счищает с них гниль, причем делает это так ловко, что получаются красивые спиральные колечки снятой кожицы.

Видно, что ему не привыкать к работе, но пока она требует от него полного сосредоточения. Мальчик смотрит на свои руки, следит за движением ножа, и выглядит полностью поглощенным своим занятием.

Что при этом происходит у него в голове, сказать трудно.

Может быть, он представляет прекрасную принцессу, которую спрятал в башне страшный дракон, которого он, могучий рыцарь, может повергнуть. Может быть, думает о том, что сегодня из этих персиков будет сделан пирог и он может получить кусочек, или варенье, и она сможет немного попробовать, прежде, чем его спрячут в банки. А может быть, он и вовсе не думает ни о чем, просто наслаждаясь теплым днем и привычным спокойным занятием.

На картине изображен юноша, чьи черты лица явно схожи с внешностью моделей, изображенных на картинах «Лютнист», «Вакх», «Мальчик, укушенный ящерицей» и т. д. Этот молодой человек даже немного похож на девушку: он выглядит изнеженным и женоподобным. По общепринятой версии, на картине изображен сожитель художника по имени Марио Миннити.

Молодой человек невероятно красив. Не исключено, что сам Караваджо был к нему неравнодушен. Особенно, если принимать во внимание тот факт, что его связывали близкие отношения с натурщиком, изображенным на некоторых других его картинах: «Амур-победитель», «Святой Иоанн Креститель» и т. д.

В своем творчестве Караваджо активно использует резкий контраст света и тени, и в этой картине он тоже демонстрирует свое мастерство. Соприкосновение и противостояние светлого и темного создает особенный колорит, насыщает изображение страстью, создает напряжение. Например, в глаза бросается волнующая тень, прекрасно прорисованная на шее юноши.

Реализм — одна из главных характеристик практически всех картин художника. Беспрецедентное впечатление произвела, например, картина «Успение Марии», на которой он впервые показал святую деву Марию абсолютно простым человеком в совершенно обычной ситуации и с неподходящими для святой эмоциями и позой. На приверженность художника реализму указывают изображенные на картине «Мальчик с корзиной фруктов» подсохшие листья и незначительные темные пятнышки на фруктах.

Сложно сказать, что на картине является более важным: фигура юноши или корзина с фруктами. Темным фоном художник будто бы подчеркивает важность фруктовой корзины, прорисованной необычайно тщательно. Даже виноградины отражают свет, направленный на модель с левой стороны.

Этот портрет достаточно ясно отражает образ, который наиболее часто использовал Караваджо в своем творчестве в первые годы работы: томный юноша, взаимодействующий с фруктами, которые в других работах могли быть заменены и на другие предметы, например, на музыкальный инструмент. Лиричное настроение и светлый колорит, сочетающийся с резко контрастирующей темнотой, преобладают в его работах. Чувственность — неотъемлемая часть образов Караваджо.