Между 1602 и 1606 годами Караваджо написал пять алтарных образов для римских церквей. Три из них были отвергнуты заказчиками по причине «непристойности»: «Святой Матфей и ангел», «Успение Богородицы» и «Мадонна и змея». Последняя картина занимала свое место в соборе святого Петра два дня, после чего была снята.
Представители церкви сочли неприличным изображать обнаженного Христа спереди, к тому же в возрасте намного старшем, нежели предписывалось традицией. Две картины с более благополучной судьбой — «Погребение Христа», 1602-04 и «Мадонна Лорето» , 1604-05.
Второе полотно, впрочем, вызвало споры. Д. Бальоне писал о нем: «Пилигримы — мужчина с грязными ногами и женщина в неопрятном чепце — наделали шума, поскольку многие восприняли их как оскорбление столь возвышенному полотну». Это не помешало «Мадонне Лорето» стать одной из самых известных работ Караваджо.
Полотно было написано по заказу аристократической семьи Кавалетти в качестве алтарного образа для семейной церковной капеллы в Сант-Агостино в Риме. Картина писалась в два этапа с перерывом из-за конфликта с нотариусом, возражавшим против того, чтобы для образа Марии позировала возлюбленная мастера. Спустя время художник вернулся к своей монументальной работе и завершил ее.
Дева Мария на этом холсте словно парит в небесах посреди пространства алтаря. Живописец осмелился показать ее в облике обыкновенной
крестьянки в момент трогательной, смиренной и предупредительной встречи с двумя босыми, перепачканными во время долгой дороги паломниками. Не напрасно вторым названием картины является «Богоматерь паломников». Лик Мадонны исполнен безграничной целомудренности и безыскусственности. Младенец Иисус у нее на руках взирает на пилигримов с пытливостью и беспокойством.
Большое внимание уделил мастер деталям, делая акцент на крупной величине младенца и изображении невесомых ступней Марии. Однако для божественного персонажа ее поза весьма кокетлива и нескромна. Одета она в сумрачное одеяние – темно-синий хитон из шелка, а сверху в оливково-коричневую бархатистую кофту, скрывающую руки, но открывающую шею и часть груди слишком смело для библейского сценария.
На полотне сугубо поражают образы паломников. На первом плане картины изображены выразительные фигуры пилигримов, снабженных длинными посохами. Выглядят они, как обычные крестьяне, судя по их одеяниям. Они встречают Богомладенца с матерью коленопреклоненно, с руками, почтительно сложенными в молитве. Бросаются в глаза грязный головной убор женщины и вынесенные художником на первый план запачканные ступни молодого простолюдина, прошедшего трудный путь босиком. Ноги почти достают края холста.
Караваджо впервые выразил на полотне мысль о несправедливости существования на земле порядка, который не в состоянии переменить даже божественные силы. «Мадонна Лорето» не заинтересовала знатоков, посчитавших ее невыразительной, зато ею восхищался простой народ, возносивший перед ней свои молитвы. Истинная суть полотна заключается в идее автора, что паломничество является метафорой мирской жизни, а также в непреложном значении духовности.
Вы еще не знаете что такое выездной коктейль бар спб? В таком случае следует обратиться к специализированному ресурсу, который представлен по адресу — https://vyezdnoybarspb.ru