Анализ картины Михаила Врубеля Автопортрет - Михаил Врубель
Анализ картины Михаила Врубеля Автопортрет

Анализ картины Михаила Врубеля Автопортрет

Автопортрет с жемчужной раковиной — Михаил Александрович Врубель. 1905. Бумага на картоне, уголь. 58,2х5З см.

Творчество Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) было сенсационным для его современников и всегда оставалось загадкой для последующих поколений. Помимо своеобразной манеры исполнения произведений, призванной усилить мистическое звучание, завораживает образный строй полотен.

Настроением символизма, свойственным Врубелю, пронизан и «Автопортрет с жемчужной раковиной». Автопортрет как жанр живописи сродни личному дневнику, в котором автор стремится отобразить самую суть своей натуры, признаться в истинных переживаниях и чувствах, словом , запечатлеть жизнь своей души. Врубель предстает перед зрителем нарочито близко, будто бы настраивая своего визави на доверительную беседу. В этом усматривается желание художника быть максимально искренним. Живой, слегка встревоженный взгляд Врубеля завораживает.

Изображая на заднем фоне скульптуру белого лебедя, мастер намекает на созданный им ранее живописный шедевр «Царевну Лебедь», в котором он воплотил свою жену — певицу Надежду Ивановну 3абелу-Врубель в сценическом образе героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Автопортрет – наиболее интересный жанр, так как каждый художник несколько отступает от свойственных ему черт творчества при написании самого себя. К тому же, нередко реальная внешность художника разительно может отличаться от автопортретной. Но в этом случае образ самого себя художником передан удивительно точно и необычно.

На автопортрете Врубеля мы видим мужчину средних лет. Он одет в костюм, вид у него аристократичный. Мужчина выглядит статно и солидно, на вид ему около 40-45 лет. Он не похож на чиновника, не похож на священнослужителя. Его внешний вид неким незримым образом выдает творческую натуру. Под пиджаком у Врубеля белая рубашка с высоким воротником, на месте галстука пестрый шейный платок.

У художника тонкие, аккуратные черты лица, он худощав. Голова немного приподнята, художник смотрит на зрителя свысока. Однако, в его взгляде невозможно прочесть высокомерие. Он смотрит с грустью.

На лице у художника аккуратные усы и небольшая борода. Волосы старательно зачесаны назад. Волосы художника с явной проседью, вокруг глаз уловимы морщины.

Портрет нарисован в черно-белой карандашной гамме. Лицо прорисовано очень четко с мельчайшими подробностями, реалистичность портрета сравнима с фотоизображением. А фон картины и одежда самого художника изображены размашистыми, свойственными для Врубеля небрежными, нечеткими линиями.

Таким образом, он лишний раз подчеркнул отсутствие особой значимости в этих деталях, однако, без них автопортрет не был бы законченным. В конечном итоге мы наблюдаем картину, которая не первый взгляд выглядит лишь наброском, неким шаржем, сделанным карандашом за небольшой промежуток времени. Однако, вглядываясь в портрет, перед нами все отчетливее и отчетливее проступает совершенство деталей и тот огромный труд, который был вложен художником в этот портрет.