Анализ картины Михаила Шибанова Крестьянский обед - Анализ картин
Анализ картины Михаила Шибанова Крестьянский обед

Анализ картины Михаила Шибанова Крестьянский обед

Хоть о Михаиле Шибанове, как о русском художнике второй половины XVIII века, мало что известно, культурное наследие он за собой оставил. Известно о его связях с всемогущим князем Потемкиным и то, что он писал иконостасы. Но вошел он в историю русского искусства, благодаря своим картинам «Празднество свадебного договора» и «Портрет Екатерины ІІ в походном костюме». В 1774 году Михаил Шибанов написал полотно «Крестьянский обед». Эта работа вышла в свет во время пугачевского восстания.
Тем крестьянства в то время, еще ни кем не была затронута и даже считалась в какой-то мере скандальной, так как ученикам художественных школ не давали даже смотреть на крестьян, чтоб испортить «изящный вкус». Конечно же, картина «Крестьянский обед» далека от описи настоящей жизни крестьян, слишком уж работа торжественна и приукрашена, но не стоит в этом винить самого художника, если б он описал настоящую жизнь крестьян в их повседневной одежде, это могло «оскорбить вкус» зрителей, которые походили из аристократии.

Высокие живописные качества этой картины ставят её в один ряд с наиболее выдающимися произведениями русского искусства XVIII века, а продуманность и оригинальность замысла, меткая наблюдательность, острый психологизм и совершенное умение справиться со сложной многофигурной композицией свидетельствуют о большом художественном опыте и творческой зрелости мастера. «Крестьянский обед» представляет собою внимательный и точный этюд с натуры, в котором правдиво и метко переданы характерные типы крестьян.

Пленяет фигура молодой матери, ее исполненное нежности лицо. На голове ее богатый кокошник, украшенный позументом и жемчужными подвесками, спускающимися на лоб. Левой рукой она держит ребенка, а правой расстегивает пуговицу сарафана, собираясь кормить его грудью. Художник стремился здесь прежде всего к живой естественности изображения.
Тематика картины с изображением бытовой сцены из крестьянской жизни совершенно необычна для живописи XVIII века. В эстетике того времени бытовому жанру отводилось самое низшее, подчиненное место.

Изображение современной действительности не признавалось задачей, достойной кисти художника. Народные образы были, в сущности, изгнаны из сферы официального искусства. Правда, в Академии художеств в 1770—1780-х годах существовал так называемый класс домашних упражнений, где изучали бытовую живопись. Но сцены из «грубой» жизни простого народа, разумеется, не допускались и там. Шибанов первым среди русских художников обратился к народным образам и темам, взятым из крестьянской жизни.

Поэтому можно утверждать, что Шибанов был помещен в некоторые рамки и не мог в полной мере отобразить свое видение. Но не смотря ни на что, за ширмой праздничных костюмов и некого пира, видна материнская любовь матери к ребенку, которого она держит на руках, печаль и задумчивость дедушки крестьянина, плач русской души, все это показывает правдивою сторону крестьянского быта.

Работа «Крестьянский обед» Михаила Шибанова достойна внимания, хотя бы из-за смелости автора, который хоть и в несколько завуалированной форме не побоялся поднять острую проблему, поэтому картина представляет собой исключительную культурную ценность и заслуживает положительных отзывов.