Анализ картины Михаила Шибанова Празднество свадебного договора - Анализ картин
Анализ картины Михаила Шибанова Празднество свадебного договора

Анализ картины Михаила Шибанова Празднество свадебного договора

Полотно бытового характера «Празднество свадебного договора» было написано в 1777 году Михаилом Шибановым. Тематически картина для России того века являлась крайне необычным. Большинство творений тогда писались на героические или мифические сюжеты. Но именно обращение к жизни простого человека привлекло внимание искусствоведов и критиков.

Также роль сыграл и мотив старорусской культуры и народной традиции, истории, часто происходившей пятьсот лет тому назад, а также интереснейшая многофигурная композиция и эмоции на лицах героев картины – тех же обыкновенных людей, что и мы с вами, что и те же искусствоведы, жившие и сейчас, и тогда.

На полотне Михаила Шибанова Празднество свадебного договора изображено то, о чем говорится в названии. Это действительно празднество. Некоторые женщины в богато украшенных сарафанах и кокошниках, мужчины также разодеты.

На всех лицах светятся радость и счастье за жениха и за невесту, смущенную донельзя. Событие по народной традиции обыкновенно сопровождается обменом подарками во время того, как жених приезжает смотрины.

Жених и невеста, их родственники и соседи собрались, чтобы скрепить союз двух молодых людей. Все любуются нарядной невестой, а она стоит, скромно отведя глаза. На девушке национальный свадебный костюм – длинный парчовый сарафан с золотистым узором, цветастая душегрейка и расшитый платок, покрывающий голову. На ней богатые украшения, но в руке она слабо сжимает платок, пытаясь скрыть волнение.

Жених же напротив, весел и спокоен. Он с трепетом смотрит на невесту и бережно держит руку девушки.

В избе царит атмосфера праздника. Нарядно одетые женщины радостно переговариваются. Мужчины же восседают за столом, уставленным угощениями. Один из них произносит речь, обращаясь к жениху и невесте. Остальные приглашенные теснятся позади. Из-за дверной ширмы прибывают все новые и новые гости, чтобы поздравить молодых.

Впервые именно М. Шибанов поместил в центр творчества крестьянина, показав жизнь обычного человека. В своем искусстве он отвел особое место созданию образа русского человека: мужественного, честного, достойного.

На обратной стороне картины была обнаружена подпись художника, в которой он объясняет выбор данного сюжета и место его написания. Шибанов вообще имел обыкновение оставлять пометки на оборотах своих полотен, что свидетельствует о том, что ему пришлось много поездить. Ему довелось побывать и в бедных крестьянских избах и в пышном царском дворце Екатерины II.

«Празднество свадебного договора» — самое крупное полотно Михаила Шибанова (199×244). Долгое время после смерти художника, картина хранилась у Ф. П. Макеровского, затем у его потомков, и лишь потом была выкуплена Советом галереи. На данный момент картина занимает почетное место в Государственной Третьяковской галерее.

Если он согласен взять девицу в жены, заключается свадебный договор, который не может быть нарушен. Так что смущение невесты естественно: это один из самых волнительных моментов в ее жизни. Ее будущий муж же откровенно рад. Он стоит в нарядном кафтане подле нее и улыбается, держа свою невесту за руку. Этим двум людям отведено центральное место на картине, поэтому их определенно можно назвать главными героями.

Очевидно, Шибанов запечатлел момент великого веселья. На столе – яства, один из мужчин будто собирается налить себе выпить, из-за занавески выглядывает какая-то любопытная девушка, а родственники с обеих сторон радуются и умиляются, любуются невестой. Именно поэтому искусствоведы отмечают тонкий психологизм произведения и мастерство художника.