Анализ картины Михаила Врубель Пан - Михаил Врубель
Анализ картины Михаила Врубель Пан

Анализ картины Михаила Врубель Пан

Картина Пан из сказочного цикла Михаила Врубеля была написана в 1899 году. На написание картины художник вдохновился мифическими рассказами Древней Греции о сатирах, которые являлись божествами лесов и проводили дни в развлечениях, забавах и пьянстве.

Врубель создал неожиданный и неповторимый образ божества, он наделил Пана своеобразной и уникальной внешностью и характером. Сам Врубель называл персонажа своей картины Сатиром, но современникам художника виделась в нем немного иная сущность.

Именно поэтому картина была переименована впоследствии. Голова Пана напоминает силуэт сатира на золотом статере Пантикапея, а фигурой сатир напоминает другую картину художника » Демон сидящий». На картине мы видим крепкого, жизнерадостного, лысоватого старика — лешего, который держит в руках свой неизменный музыкальный атрибут — флейту.

От сатира тут маленькие рожки, покрытая шерстью нижняя половина тела и почти незаметные козьи копытца. Пан здесь больше напоминает лешего из русских сказок — большие голубые глаза, нижняя часть тела, как будто вырастает из земли, кучерявая бородка и узловатые старческие пальцы. Глаза смотрят пронзительно, но в них скорее доброта и любопытство лешего, чем хитрость и похоть сатира.

Борода взлохмачена и нечёсана, на голове длинные белесые кудри, лицо сморщенное и добродушное — нет ощущения, что это опасное божественное существо, приносящее горести. Он выглядит скорее добрым дедушкой лешим из русской народной сказки — хозяином болот и лесных чащ, покровителем и защитником лесных жителей.

Фон на котором изображен Пан так же больше подходит для лешего. На картине изображена ночная северная природа, с выглянувшим в полночь полумесяцем, который осветил темную равнину, лесок и мифического героя, сидящего на опушке.

Перед нами знаменитая картина Михаила Врубеля «Пан», написанная им в 1899 году на Орловщине в имении М. Тенишевой, известной русской меценатки.

Что видишь, смотря на изображение на переднем плане? Человек не человек? Леший не леший? Существо из русской сказки, стойко охраняющее природные богатства.

Сзади, за главной фигурой, реальный вечерний пейзаж с чётко прорисованными линиями тонкоствольных деревьев, немногочисленных растений возле воды у болота. Сюжет дополняет чётко очерченный рог луны, которая освещает таинственный лес, берег и само существо, сидящее на первом плане.

Что это за существо? Оно похоже на древнегреческое мифологическое создание, охраняющее стада священных коз и баранов. Вот в руке у него непременный атрибут пастуха – свирель, звуками которой он привлекает разбредшихся животных.

Он зорко следит за всем, что происходит вокруг. Но глаза у него голубые добрые, немного лукавые. Такие глаза могут быть у старого дедушки, рассказывающего сказочные истории внукам. Или же у персонажа русских сказок – лешего, который охраняет леса и болота, но не вредит людям.

Седая борода, космы растрёпанных волос, два торчащих чёрных рога на широком лбу, могучие руки с длинными искривлёнными пальцами и козлиное обличье снизу. Странное существо. Тем более необычно видеть его на фоне русского пейзажа.

«Пан» Михаила Врубеля появился благодаря сильному впечатлению, которое получил художник после прочтения рассказа Анатоля Франца (французского писателя) «Святой Сатир». Замысел картины сложился быстро, поэтому и само полотно было создано в несколько дней.

Тем более, что в это время мастер находился под влиянием идей о поиске национальной души. Художник обращается к сюжетам русских сказок и, кроме «Пана», создаёт цикл «ноктюрнов», среди которых «Царевна-лебедь», «Сирень».

«Пан» – одно из лучших творений Михаила Врубеля. Предлагаем насладится его красотой прямо сейчас и познакомиться с символикой детальнее.

Полотно «Пан» считается одной из самых успешных картин Михаила Врубеля. В чём секрет этого шедевра? В великолепной передаче таинственного сюжета, наполненного мистикой и символизмом. Здесь нет чётких линий и проработки деталей, но картина притягивает зрителя атмосферой.

История создания
Картина относится к «Сказочному циклу». Во время создания полотна Михаил с супругой находились в селе Хотылево Орловской губернии в гостях у княгини Марии Тенишевой.

Изначально Врубель начал писать портрет своей жены. Картина была почти закончена, но в порыве вдохновения поверх изображения женщины был нарисован Пан. В итоге от портрета остался только фоновый пейзаж.
Художник прочитал рассказ Анатоля Франса «Святой сатир» и так вдохновился образами, созданными писателем, что тут же решил воплотить их уже на почти готовой работе. По свидетельствам молодого композитора Б.К. Янковского, дело было лишь в том, что в имении больше не было пустых холстов, а порыв вдохновения художник сдержать не мог.

Буквально за несколько дней на фоне ночного пейзажа появился лесной дух – Пан. Хотя сам художник именовал его «Сатиром», другое название полотно получило благодаря критикам. Пан был известным персонажем греческой мифологии. Хотя, в целом, он и Сатир близки по своей сути.

Пейзаж нарисован с натуры, именно этот вид открывается от центрального входу в усадьбу М. Тенишевой. Но в роли Пана никто не позировал. Врубель отличался хорошей памятью и прекрасно писал картины, основываясь на выдуманных образах, дополняя их чертами реально существующих людей.

Владимир Успенский предположил, что прототипом для Пана послужил образ Льва Толстова. Не напрямую, но в чертах можно разглядеть образ известного писателя. Его имение находилось неподалёку, да и в газетах было напечатано немало портретов.

Сумерки, стройные берёзки стоят рядком, поднимается в небо старый месяц, а на этом фоне то ли на пне, то ли прямо на земле восседает старец с курчавой седой бородой. Голову его венчают небольшие завитые рожки. Одна рука покоится на колене, в другой он едва касаясь, держит свирель. Пронзительные голубые глаза смотрят прямо в душу зрителя.

Описание и анализ картины

Пан (Леший) — покровитель дикой природы, плодородия, скота и пастушеского дела.

Флейта – символ утраченной любви.

Цветок колокольчика, растущий прямо у копыта Пана. Дополняет символику любви.

Северорусский пейзаж, который перенёс духа на Север Руси.

Старый месяц, поднимающийся на горизонте.

Картина написана маслом в 1899 г. Размер полотна: 1240 × 1063 мм. Сейчас холст хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Пан (Леший)

Пан или леший на картине Врубеля.

На переднем плане Пан – покровитель дикой природы, плодородия, скота и пастушеского дела. Михаилу Врубелю удавались русские народные сюжеты. Несмотря на то, что Пан – существо греческой мифологии, у художника он вышел со славянским колоритом, и дело не только в фоновом пейзаже. Зритель при первом взгляде на картину видит не греческого бога, а нашего, родного лешего.

Герой сидит на корточках. Возникает ощущение, что он только что обратился из поросшего мхом пня в человекоподобное существо. Пан постарел и стал седым, а в глазах его светится мудрость и тоска, скорее свойственная лешему, нежели неуёмному богу природы. Взгляд отражает прожитые века.

Луна освещает плечо и даёт больше света и цвета на верхнюю, человеческую, часть персонажа. Тугие мышцы рук ярко контрастируют со старческим, испещрённым морщинами лицом. Они показывают внутреннюю потаённую силу и первобытную мощь мистического существа.

Нижняя часть тела Пана будто вырастает из земли или является частью замшелого пня. В обманчивом сумеречном свете сложно разглядеть ноги, покрытые густой шерстью. Только раздвоенное копыто выдаёт истинную сущность сидящего перед нами персонажа.

Флейта

Флейта – символ утраченной любви. Пан влюбился в нимфу Сирингу, но та обещала хранить целомудрие, пыталась сбежать от преследовавшего её духа и просила защиты у реки. Так Сиринга превратилась в тростник, и догнавший её Пан сжал в объятиях уже не девушку, а тростниковые стволы. Он сделал из тростника свирель.

Дух держит инструмент бережно, едва касаясь. Движение руки больше напоминает не хват музыканта, а объятия любимой девушки, словно Пан до сих пор чтит жертву переродившейся нимфы.

Символику утраченной любви дополняет на картине цветок колокольчика, растущий прямо у копыта Пана.

Есть мнение, что в эти символы Врубель вложил свою любовь к Эмилии Праховой. Эмилия была женой его друга, и к моменту знакомства была старше художника на 7 лет и уже имела троих детей. Неизвестно, были между ними какие-то отношения, или Врубель хранил свои чувства в тайне. Лицо Эмилии можно увидеть в картинах «Богоматерь с младенцем» и «Царевна – Лебедь». А здесь только символы запретной любви: колокольчики и свирель, как потерянная возлюбленная.

Северорусский пейзаж

Пейзаж во многом помогает усомниться, что это действительно Пан, а не леший. Прямиком из греческих рощ Врубель перенёс духа на Север Руси. Пан лаконично вписался меж стройных берёзок. На заднем фоне синеет нить реки, а ещё дальше виднеется полоса тёмного леса.

Ночь постепенно вступает в свои права. Восходит яркий месяц. Стоит шагнуть за грань, и мы услышим пение сверчков. Вот-вот Пан поднесёт к губам свирель и дополнит их своим мотивом, далеко разносящимся в тишине ночного леса.

Оставить русский пейзаж было лучшим решением. Удивительным образом великий мастер изобразил греческое божество так, что здесь он чувствует себя на своём месте.

Изображение старого месяца

Над горизонтом всходит стареющая луна. Вечерние сумерки ещё не уступили место ночи. Яркая луна освещает окрестности, делая линии резче и чётче. Стареющий месяц перекликается с образом Пана. Он стар, лицо покрыто морщинками, всклокоченная седая борода, узловатые пальцы. Он устал, лишился сил, и, как день за днём восходит луна, память о дивном существе остаётся в веках. Луна поднимается, и Пан тоже, сейчас встанет: он уже припал на одно колено и готов вернуться привычной жизни.

Судьба картины

При жизни творчество Михаила Врубеля не принимали и не воспринимали всерьёз. Журнальные и газетные критики в один голос называли его картины грубыми и карикатурными за экспрессивные мазки. Под покровительство мецената Саввы Мамонтова Врубель попал только благодаря своему другу К. Коровину.

Та же участь постигла и картину «Пан». Врубеля продолжали называть декадентом. Даже его учитель Илья Репин нелестно отзывался о картине и ограничился замечанием касательно художественной техники: «Плечо сатира смято».

Только спустя годы картину, как и многие другие, оценили по достоинству. Сейчас в главном музее страны – Третьяковской Галерее – творчеству Врубеля посвящён целый зал. Но при жизни художник выставлялся мало, самозабвенно творил и не обращал внимания на критику.

«Пан» Врубеля чудесным образом переплетает греческую мифологию с русским фольклором. В этой картине нашло отражение и внутреннее мироощущение самого художника. Цветовая палитра, главный персонаж – всё это создаёт волшебную, мистическую атмосферу. Символизм Врубеля позволяет глубже постичь природу мифических существ.