Год создания – 1912, материалы – холст, масло, размеры – 54 на 36 см. Находится в Русском Музее, Санкт-Петербург, РФ.
Родившись еще при правлении императора, Константин Федорович успешно реализовался не только как художник, пейзажист и создатель театральных декораций во времена войн и революций, его считают связующим звеном, роднящим искусство старой и новой России. В своем выразительном, наполненном красками творчестве он удивительно совместил в разных работах реализм импрессионизма и русский модернизм. Отдельного внимания заслуживают картины, посвященные футуристическим и «космическим» сюжетам.
И в практически противоположной цветовой манере живописец изобразил сам себя на этом полотне. Он предстает пред зрителем серьезным тридцатисемилетним человеком в жилете и при галстуке – типичный образ художника представляется несколько иным. Глубокие ореховые глаза смотрят пронзительно и выдают ум, под ними залегли голубовато-лиловые тени, говорящие об усталости. При этом на лице заметно выделяются розовато-бежевые губы, а полностью оно великолепно обрамлено целой палитрой синего – от кобальта и полуночного слева до сапфирового и серо-голубого с полупрозрачными рефлексами от кожи и волос справа. В тоже время на открытый участок шеи ложится от стены холодная тень. Ослепительно сияет белизной рубашка. Задний план прописан заметными крупными мазками, одежда почти не детализирована. Вероятно, мастер решил изобразить настоящего себя без прикрас прямо в мастерской – вдалеке виден стол и подрамники для холстов.
Общее впечатление от автопортрета немного печальное и спокойное, настраивает на философский лад. Взгляд цепляется за треугольник глаза-нос-губы и начинает путешествовать по костюму, следить за переходами, казалось бы, такой ограниченной гаммы оттенков.