Анализ картины Михаила Скотти Минин и Пожарский - Анализ картин
Анализ картины Михаила Скотти Минин и Пожарский

Анализ картины Михаила Скотти Минин и Пожарский

Русское государство конца 16 – начала 17 века отмечено событиями, которые вошли в историю страны как Смутное время. Политический и экономический кризис страны породил массу столкновений, как внутреннего, так и внешнего характера – череда бунтов, вторжения с захватническими целями, природные катаклизмы, все это довело государство до морального и физического истощения. Да, были и трагические моменты, но они, как правило, рождают героические поступки.

Одни из таких героев по праву являются Новгородский земской староста Козьма Минин и известный военачальник князь Дмитрий Пожарский, которые освободили Москву от польских интервентов. Эти две значимые для истории фигуры в своей картине увековечил Михаил Скотти. Полотно «Минин и Пожарский» входят в триптих, остальные 2 картины которого также повествуют нам о событиях того темного времени.

Автор полотна – специалист по исторической живописи. Его имя малоизвестно, но он – автор множества иллюстраций для учебников по отечественной и мировой истории, увидевших свет в XIX веке. Его картину «Минин и Пожарский» можно увидеть и в современных учебниках.

Масштабное полотно Михаила Скотти Минин и Пожарский создано на волне подъема патриотических настроений. Образы национальных героев – центральная часть триптиха. Другие его части, изображающие Ивана Сусанина и вручение архимандритом Дионисием грамоты воину, малоизвестны.

Крестьянин Кузьма Минин и князь Пожарский изображены плечом к плечу на фоне московского Кремля. Дмитрий Пожарский в шлеме и кольчуге держит в одной руке знамя с образом Христа, а в другой – меч. Минин, в простой крестьянской одежде, указывает рукой в сторону Москвы. Его волосы развеваются на ветру, а волевой ясный взор направлен на Дмитрия, в то время как Пожарский возвел глаза к небу, словно в молитвенном обращении.

Такое композиционное решение делает героев картины похожими, с одной стороны, на античных воинов, а с другой – на иконописное изображение святых. Все детали одежды выписаны очень тщательно. Лицам приданы правильные, привлекательные черты.

Между Кремлем и главными героями видны фигуры ополченцев. Они в напряжении ждут приказа полководца и готовы ринуться в бой в любой момент. За спинами Минина и Пожарского – несчетное число шлемов и копий.

На заднем плане, в дымящемся небе, виднеются силуэты черных птиц – так художник символически изобразил врагов, угрожающих свободе и безопасности Родины.

Колорит картины создает ощущение торжественности и напряжения. Сочетание золотого, красного и коричневого контрастирует с темным, неясным фоном.

Внутреннее напряжение создается и развевающимся флагом в руках Пожарского, и плывущим дымом над городом. Еще немного, и начнется победоносная атака. А пока главные герои принимают важнейшее решение.

Даже если зритель не знает, кто эти люди и чем они заслужили стать героями этого полотна, не возникает сомнения, что это – благородные защитники, которые обязательно одержат победу над захватчиками.

Это произведение искусства хорошо известно, так как практически каждый видел его в школьных учебникам истории, в разделе культуры. Она была написана в 1850 году, на внушительных размерах полотне. Герои изображены стоящими бок об бок друг к другу, в позах как будто замерших в театральной постановке, Пожарский держит знамя, лица выполнены подобно образам античных героев – красивые и с правильными чертами.

На заднем фоне представлено ополчение, которое под руководством Минина и Пожарского вот – вот освободят Московский кремль. Совершенно два разных по происхождению человека – один потомок самого Рюрика, второй простой староста. Оба верят в успех своего дела и знают свою цель – освобождение столицы от иностранных захватчиков.