Анализ картины Питера Рубенса Венера и Адонис - Питер Пауль Рубенс
Анализ картины Питера Рубенса Венера и Адонис

Анализ картины Питера Рубенса Венера и Адонис

«Венера и Адонис» восходит корнями к “Метаморфозам” Овидия, которые рассказывают историю первого смертного, который стал любовником Венеры. Адонис был молодым охотником, и Венера, когда была с ним, часто предупреждала его о том, насколько это может быть для него опасно. Но юноша не слушал предупреждений богини и все закончилось трагично – на одной из охот его насмерть задрал дикий вепрь.

По этой истории Шекспир написал пьесу, в которой немного изменил сюжет. Согласно его толкованию, Венера предложила себя Адонису, но тот был так увлечен охотой, что не принял её и не послушал её предостережений.

Картина Рубенса Венера и Адонис относится именно к этому, измененному, сюжету. На ней нагая Венера, представляющая современный Рубенсу идеал красоты, удерживает Адониса за руку. Она одновременно выглядит соблазняющей и умоляющей – в её движении столько чувственности, что он выглядит больше предложением, чем мольбой. Адонис смотрит на неё зачарованно, лицо у него мечтательное, немного глуповатое, и сам он – идеализированный охотник. Мускулистый, с рельефным телом, держится за копье. Его ногу обнимает маленький амурчик, возможно, прислуживающий Венере, и арбалет выпал из его руки.

Вроде бы, все хорошо. Никто никуда не идет и вепрь с клыками, выпирающими из пасти, не дождется молодого охотника. Однако уже оглядываются на хозяина собаки с пегими боками, тянут его за собой, и сколь бы ни была очаровательна Венера, стоит залаять одному из псов – и Адонис очнется от её чар.

В его теле уже кроется это будущее движение – в руке, которой он тянется к бедру богини, но одновременно готовится оттолкнуть её. Не грубо, с сожалением, но все же оттолкнуть.

Трагическая развязка заложена в позы. И оттого в глазах Венеры, в изгибе её губ видна тоска по молодому смертному, который вскоре подтвердит свое название и умрет, несмотря на то, что она предостерегала его.

Известная картина Венера и Адонис, которую Питер Пауль Рубенс создал на закате Ренессанса, воплощает легендарный античный сюжет. Основной замысел произведения – показать красоту естественной, природной страсти и человеческого тела. Работа «Венера и Адонис» сочетает в себе свойственное Возрождению стремление к естественности и страстность со стремлением к удовольствиям зарождающейся эпохи Абсолютизма.

Точно о ранней истории произведения не известно практически ничего. Искусствоведы считают, что Рубенс создал полотно «Венера и Адонис» в 1610-1611 г. Человек, по чьему заказу создавалась картина, также неизвестен. Жанр ее – мифологическая живопись. За основу сюжета Рубенс взял миф о любви богини Афродиты к молодому охотнику, чье имя отражено в названии «Венера и Адонис», которого ей позже пришлось делить с Персефоной. Картина изображает пару в романтический момент объяснения в любви. На заднем плане присутствуют собаки и лебеди. Купидон, повернувшись в профиль, любуется идиллической сценой.

Из-за того, что ранняя судьба полотна осталась неясной, между исследователями часто возникали споры об авторстве. К тому же, при исследовании работы «Венера и Адонис» было обнаружено немало исправлений.

Одни искусствоведы считают, что картина создана Яном Вильденсом, другие – что ее писал Рубенс с учениками, третьи – что к работе над произведением приложил руку Лукас Ван Юден. О самой работе «Венера и Адонис» известно немного.