Анализ картины Леонардо да Винчи Витрувианский человек -
Анализ картины Леонардо да Винчи Витрувианский человек

Анализ картины Леонардо да Винчи Витрувианский человек

Леонардо да Винчи был художником и изобретателем, на много десятилетий опережавшим свой век. Изобретения и открытия, закодированные в его дневников, удивляли исследователей столетия спустя. Одним из таких шедевров стало графичное изображение обнаженного мужчины с идеальными пропорциями.

Своего «Витруиванского человека» — именно так называется этот эскиз – Леонардо создал на основе трудов античного архитектора Витрувия. Сопровожденное комментариями автора, это изображение стало свидетельством того, как архитектурные законы могут быть использованы в живописи при написании человеческого тела, и насколько точно все пропорции подчиняются законам математики.

Мужская фигура нарисована с соблюдением всех канонических пропорций, с двумя положениями рук и ног, наложенными друг на друга. Тонко вычерченные мышцы образуют идеальные линии. Рисунок поражает невероятной реалистичностью, нехарактерной для живописи пятнадцатого века, а также мельчайшими подробностями. Лицо канонического мужчины обладает суровой красотой, а вьющиеся волосы образуют нимб вокруг головы. Трехмерность изображению придают тщательно прописанные светотени.

Что интересно, фигура вписана в круг и квадрат, соприкасающиеся друг с другом в нижней части. При этом, средокрестием окружности является пупок, а центр квадрата определяют гениталии. Благодаря этому Витрувианский человек считается центром Вселенной, поддерживая гомоцентрическую модель мироздания. А совершенство линий его тела напоминает о божественной природе происхождения человека. Красота и симметрия свидетельствуют о том, что именно человек – венец творения.

Данная иллюстрация, несмотря на свои скромные размеры, имеет огромное культурное значение. Оно является не только шедевром живописи, но также реалистичной иллюстрацией, использующейся во многих учебниках и научных трудах. Леонардо удалось заново открыть античные знания о строении человека, утерянные во времена средневековья. Даже современные художники, архитекторы, режиссеры используют культовое изображение в своих работах. А в произведениях массовой культуры «Витрувианский человек» стал легендой, одним из самых узнаваемых символов.

Это не просто один из наиболее хорошо известных рисунков Леонардо да Винчи, а наиболее растиражированное средствами массовой информации изображение. Оно часто встречается в разнообразных учебных пособиях, используется в рекламных роликах и плакатах, даже мелькает в кино – достаточно вспомнить неоднозначно принятый публикой и критикой «Код да Винчи». Такая известность обусловлена высочайшим качеством изображения и его значимостью для современного человека.

«Витрувианский человек» одновременно является шедевром изобразительного искусства и плодом научных изысканий. Этот рисунок был создан как иллюстрация для книги Леонардо, посвященной одному из трудов Витрувия – знаменитого римского архитектора. Как и сам Леонардо, Витрувий был необычайно одаренным человеком с широчайшими интересами. Он хорошо знал механику и обладал энциклопедическими знаниями. Интерес Леонардо к этому неординарному человеку понятен, так как он сам был очень разносторонней личностью и увлекался не только искусством в разных его проявлениях, но и наукой.

«Витрувианский человек» — остроумный и передовой для своего времени способ продемонстрировать идеальные пропорции человеческой фигуры. Рисунок изображает фигуру мужчины в двух положениях. При этом очертания изображений наложены друг на друга и вписаны соответственно в квадрат и окружность. Обе геометрические фигуры имеют общие точки соприкосновения. Это изображение показывает, каким должны быть правильные пропорции тела мужчины по описанию, оставленному Витрувием в его книге «Об архитектуре». В широком смысле понятие архитектуры может быть применено и к принципам строения человеческого тела, что успешно и продемонстрировал Леонардо да Винчи.

Роль «Витрувианского человека» в развитии искусства и расцвете итальянского Ренессанса чрезвычайно велика. После падения Римской империи многочисленные знания предыдущих поколений о человеческих пропорциях и строении тела были утеряны и постепенно забыты. В средневековом искусстве изображения людей резко отличались от тех, что были во времена античности. Леонардо сумел продемонстрировать, как на самом деле отражается божественный замысел в строении тела человека. Его рисунок стал образцом для художников всех времен. Даже великий Ле Корбюзье использовал его для создания собственных творений, повлиявших на архитектуру всего XX века. Благодаря символичности изображения многие считают его отражением строения всего мироздания (пупок фигуры является центром окружности, что вызывает ассоциации с центром Вселенной).

Кроме своего огромного исторического и научного значения, «Витрувианский человек» несет и значительную эстетическую нагрузку. Рисунок выполнен тонкими точными линиями, идеально передающими человеческие формы. Созданный Леонардо образ очень выразительный и запоминающийся. Вряд ли можно найти цивилизованного человека, который не видел это изображение и не знает его автора.

На рисунке отчетливо видно изображение фигуры мужчины в виде двух позиций, которые в разном расположении нанесены одна на другую. Кроме того отчетливо наблюдаются разветвленные в стороны руки и ноги.

Эту иллюстрацию прозвали “канонической пропорцией” Произведение выполнено при помощи пера, чернил и акварели в дополнении с металлическим карандашом, а размеры рисунка составляют 34,3?24,5 сантиметра. На сегодняшний день этот рисунок находится в Венецианской Академии. Рисунок также заполучил статус научного труда и произведения искусства.

Стоит отметить, что главная особенность рисунка Леонардо Да Винчи заключается в интересе самого художника к пропорциям. Повторно открыв математические пропорции тела человека в XV веке, Да Винчи и множество других ученых сделали крупное достижение, которое стало предшественником итальянского ренессанса.

При исследовании рисунка можно заметить, что совокупность расположенных ног и рук придает два различных расположения. Поза, где руки разведены в стороны и ноги сведены вместе отчетливо вписана в квадрат. А с другого ракурса, расположение с раскрывающимися в обе стороны и ногами и руками находится в окружности.

Если посмотреть более детально, то можно увидеть, что в виде центра круга является пуп фигуры. Чуть позднее ссылаясь на эту методику Корбюзье удалось создать свою шкалу пропорций – Модулор, которая смогла повлиять на эстетическую составляющую архитектуры двадцатого века. Рисунок чаще всего используется в виде неявного символа с внутренней симметрией человеческого тела и всей Вселенной.