Анализ картины Леонардо да Винчи Дама с горностаем - Леонардо да Винчи
Анализ картины Леонардо да Винчи Дама с горностаем

Анализ картины Леонардо да Винчи Дама с горностаем

«Дама с горностаем» была написана Леонардо Да Винчи ближе к концу XV века. Предполагают, что девушка, изображенная на картине, является фавориткой Лодовико Сфорца Чечилия Галлерони. Как раз в годы написания картины Леонардо находился на службе у герцога.

«Дама с горностаем» – это своего рода настоящий прорыв в искусстве психологического портрета того времени. Эта картина была написана маслом по дереву, что являлось новшеством для итальянских художников в те времена. Надо сказать, что Леонардо Да Винчи относился к числу тех, кто активно использовал в своей деятельности всевозможные нововведения.

Еще одной немаловажной отличительной особенностью картины является положение девушки со зверьком: ее фигура изображена в три четверти, а глаза направлены в сторону, то есть не смотрят на зрителя. Это своеобразное открытие также принадлежит Да Винчи.

Интересен и тот факт, что в руках у девушки вовсе не горностай, а хорек-альбинос. Так почему же картина носит название «Дама с горностаем»? Скорее потому, что горностай по-гречески звучит как «гале», что весьма созвучно с фамилией Галлерони. Такой небольшой нюанс не играет существенной роли, так как в те времена не придавали особого значения видовой принадлежности животного: если грызун и с длинным хвостом, значит горностай. Надо сказать, что хрупкая девушка, у которой на руках дикое животное, которое к тому же плохо приручается, выглядит довольно эффектно и красиво.

Обратить внимание стоит и на черты лица девушки, они словно выточены из белого мрамора. Прозрачный чепчик и тонкое ожерелье на шее только подчеркивают всю нежность и изысканность этой прекрасной дамы, а легкие тонкие пальцы едва касаются маленького зверька, который покорно сидит на руках у своей хозяйки. В целом, вся картина пропитана возвышенными чувствами, которые улавливаются во взгляде и позе девушки.

Это полотно великого живописца и изобретателя считается не только одним из важнейших его произведений, но и едва ли не самым лучшим. По степени загадочности «Дама с горностаем» опережает даже знаменитую «Джоконду».

На портрете изображена Чечилия Галлерани – писательница и любовница герцога миланского. Художник не прибегал к изыскам в одежде модели. Она написана в простом для того времени платье, а из украшений Леонардо оставил только черные жемчужные бусы. Прическа тоже не выделяется на общем фоне. Это убранные под чепец из прозрачной ткани волосы, подхваченные специальным украшением – фероньеркой. Поза модели особенно необычна для искусства того времени: девушка сидит вполоборота и держит на руках белоснежного горностая.

Как и во всех картинах да Винчи, здесь – совершенно уникальная палитра. Леонардо не был выдающимся колористом, но «Дама с горностаем» и не должна быть яркой. Цвета, использованные в сюжете, – не контрастные. Автор показал объем предметов с помощью светотени. Такая хитрость заставляет зрителя увидеть полную композицию, несмотря даже на то, что цвета не бросаются в глаза.

Даже если не углубляться в многочисленные теории о принадлежности титана Возрождения к разнообразным тайным обществам, сама картина дает большое количество отсылок к различным ассоциациям и игре слов.

Это полотно достаточно сильно пострадало от многочисленных реставраций и ремонтов. После проведенных современными методами исследований было обнаружено, что под существующим ныне изображением есть еще несколько, принадлежащих кисти Леонардо. Среди них есть вариант, где горностая на картине вообще нет, и такой, где вместо этого зверька на руках у дамы какое-то более мелкое серое животное. Также есть факты, подтверждающие, что первоначальный фон картины был синим, а затем с него исчезло изображение двери или окна за левым плечом женской фигуры.

Предположительно, на картине изображена одна из любовниц герцога Сфорца Чечилия Галлерани, но точных документальных подтверждений этому факту нет. Косвенным аргументом принято считать игру слов в названии зверька и фамилии героини портрета, а также в совпадении геральдического символа на гербе Сфорца с горностаем на руках дамы. Однако нет подтверждения того, что на картине запечатлен действительно горностай, а не куница, белый хорек фуро или даже «блошиный мех» — чучело, призванное защищать свою хозяйку от нападения насекомых.

Эта картина относится к числу самых красивых женских портретов. Характерный для Леонардо поворот головы в три четверти позволяет зрителям любоваться исключительной красотой лица дамы. Она одета по моде, принятой в то время – чепец из прозрачной ткани по лбу подхвачен особым украшением – ферроньерой, темные волосы пропущены под подбородком, гладко зачесаны и создают своеобразную рамку для нежного лица с мягкими чертами. На даме модное платье с крупным квадратным декольте и разрезными многослойными рукавами. Шею и красивую плавную линию плеч украшает двойная нитка черного жемчуга.

Особенностью портрета можно считать изображение рук. У художников это всегда считалось большой сложностью, но Леонардо с его огромными знаниями в анатомии виртуозно справлялся с такой работой. Руки Чечилии поражают своей тонкостью и изяществом. Жест, которым она прикасается к шубке зверька, утонченный и необыкновенно чувственный. Животное от удовольствия от прикосновений хозяйки, как домашняя кошка, перебирает лапками и выпускает острые коготки.

Необычна и композиция картины. Поворот головы и направление взглядов и женщины, и животного дают возможность представить, что в момент создания картины их внимание было отвлечено чем-то, находящимся сбоку от них. Этот прием создает иллюзию точного, почти фотографического запечатления момента.

Колористика картины, как всегда у Леонардо, богатая и благородно сдержанная. Однако многочисленные записи не позволяют в полной мере оценить изначальный замысел творца.

Да Винчи даже в этой картине сделал несколько отсылок: девушка держит горностая в руках не просто так. Этот зверек здесь – для игры слов. Горностай перекликается с фамилией герцогини, изображенной на портрете. Также животное присутствовало на гербе рода Сфорца, к коему и принадлежал любовник натурщицы.

Картина стала знаменитой уже в свое время. Поэт Беллинчони даже написал по ней стихи, где говорил, что Природе стоит позавидовать красоте «Дамы с горностаем». К тому же это не единственный портрет Чечилии. Было найдено несколько графических эскизов, предшествующих полноценному полотну.

Специалисты проводили исследование картины рентгеновскими и ультрафиолетовыми лучами. Оказалось, что под основной работой есть еще несколько вариантов изображения.

Долгое время «Дама с горностаем» хранилась в коллекции Чарторыйских. В 2016 году правительство Польши купило все имеющиеся в коллекции объекты. Эта сделка была не совсем правомерна, ведь продажа коллекции запрещена самим фондом князей Чарторыйских. Тем не менее, с мая 2017 года любой желающий может увидеть эту уникальную картину в Национальном музее Кракова.