Анализ картины Леонардо Да Винчи Мадонна с гвоздикой - Леонардо да Винчи
Анализ картины Леонардо Да Винчи Мадонна с гвоздикой

Анализ картины Леонардо Да Винчи Мадонна с гвоздикой

Точная дата, когда Леонардо да Винчи сотворил полотно «Мадонна с гвоздикой», не установлена, но предположительно это 1478 год. Тогда мастер искусства был ещё совсем юн и работал в мастерской Андреа дель Верроккьо. В произведениях учителя и ученика есть схожие черты, однако Леонардо да Винчи наделяет картину своими авторскими новшествами.

Чем больше столетий отделяет настоящее от искомого прошлого, тем сложнее установить достоверность фактов. Вот и картина великого Леонардо до сих пор вызывает не только восхищение, но и вопросы.

Её принято датировать 1478 годом, когда художник был ещё очень молод и трудился в мастерской другого прославленного итальянца Верроккьо. И в самом деле, схожие черты у картины с картинами учителя имеются, однако, больше в ней всё же авторских находок. Это проявляется и в технике сфумато, которое представляет нам лик Мадонны как некий отрешённый и высокий образ, и в характере картины, и в композиции. Две основные фигуры полотна даны нам в резком противопоставлении – это смиренная, одухотворённая мать с тонкой изящной гвоздикой в руках и чуть заметной улыбкой на лице, и энергичный непоседливый младенец, который даже упирается ножкой в мягкую подушку, чтобы дотянуться до цветка. Очень необычайно претворения канонического сюжета!

Примечательна история картины – Вазари в своих рукописях упоминает о ней, как о «отличнейшей Мадонне», которая предназначалась папе Клименту VII. После смерти Климента в 1534 году, следы работы затерялись, и лишь в 1889 году, она неожиданно нашлась. Её купил некий торговец на распродаже личных вещей некой вдовы, проживавшей в городке Гюнцбург, и вскоре перепродал её Мюнхенской Пинакотеке, представив полотно, как утерянное произведение искусство Верроккьо, взяв всего лишь 800 марок.

Искусствоведы пинакотеки узнали в картине утерянную «Мадонну с гвоздикой» кисти Леонардо да Винчи, однако, до сих пор бытует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который так и остался в безызвестности.

Современник подметили выразительную деталь. Да Винчи изображает графин с водой. Он сумел передать отпотевшую воду максимально реалистично. Это настоящая находка живописца. Ваза из хрусталя с нежными цветами говорит о том, что героиня чиста и невинна.

Перед нами дева Мария. Она поистине прекрасна. Черты ее лица действительно идеальны. Прическа из волнистых каштановых волос впечатляет. Именно она придает героине невинность и очарование. Живописец уделяет максимум внимания наряду. Роскошные одежды из дорогой ткани впечатляют своим великолепием.

На руках у девы Марии мы видим Христа. Младенец протягивает руки к цветку, который держит в руках его мать. Жест этот имел важное значение. Это говорит о том, что ребенок совершенно невинен, и одновременно предрекает распятие, которое ждет его в будущем.

Леонардо Да Винчи умело использует палитру красок. На картине преобладают коричневый, красный и золотой тона. Кажется, что все полотно проникнуто особым светом.

Леонардо создает полотно на религиозную тему. Но его Мадонна – обычная красивая женщина, которая держит на руках малыша. Если бы зритель не знал, что это дева Мария и Христос, то вполне бы мог подумать, что перед ним обычные люди. Да Винчи максимально реалистично передает краски. Герои его творения оживают. Кажется, что еще мгновение, и они заговорят.

На заднем плане мы видим арки, через которые можно увидеть традиционный для Италии пейзаж. Для Да Винчи важны лишь герои. Все остальные детали служат лишь композиционным фоном его творения. Художник сумел создать великолепное полотно, которое поражает своей чистотой и нежностью.

Вазари упоминал, что «Мадонна с гвоздикой», или как он ее назвал «отличнейшая Мадонна», была предназначена папе Клименту седьмому.

В 1534 году, после того как Климент умер, «Мадонна с гвоздикой» пропала без вести. В 1889 году картина творца дала о себе знать. В то время ее приобрел торговец в городке Гюнцбург на распродаже у вдовы за 22 марки. Позднее мужчина продал творение Леонардо да Винчи Мюнхенской Пинакотеке всего за 800 марок, а как только картина оказалась в пинакотеке ее цена выросла до 8000 марок. Картина была создана в религиозной тематике и написана маслом по дереву.

На полотне «Мадонна с гвоздикой» изображены образы Девы Марии и маленького ребенка (Иисус Христос). Леонардо да Винчи красочно передал удивительную красоту женщины. Она правой рукой осторожно придерживает дитя, которое сидит у нее на коленях. Ребенок кажется пухленьким и в какой-то степени даже непропорциональным. В левой руке Мария держит цветок, а точнее гвоздику. Этот цветок несёт значение исцеления.

Присмотревшись, можно увидеть, что взгляды малыша и матери не направлены друг на друга: женщина смотрит вниз, а ребенок наверх, от чего создаётся впечатление, что они вдвоем наблюдают за гвоздикой.

Волосы женщины уложены в изящную прическу, автор облачает ее в красивый наряд, прорисовывая дорогие ткани. Леонардо да Винчи также уделяет внимание и заднему фону картины, на котором показаны два больших окна, а за ними красивый пейзаж. Композиция «Мадонны с гвоздикой» построена на противопоставлении: мать смиренная, на ее лице читается полное спокойствие и едва уловимая улыбка, а ребенок энергичный, непоседливый, он всеми силами старается дотянуться до интересующего его объекта (цветка) и для этого упирается пухлой ножкой в подушку. Размеры картины «Мадонна с гвоздикой»: 42×67 см.

Для изображения фона полотна «Мадонна с гвоздикой» автор придерживается гаммы темных оттенков, при этом четко выделяя светлые фигуры центральных персонажей: Девы Марии и дитя. Леонардо да Винчи мастерски использует палитру цветов, он показывает графин, наполненный водой, которую художник смог передать очень реалистично. Также картина насыщена оттенками коричневого, красного и золотого, отчего создаётся впечатление, что «Мадонна с гвоздикой» погружена в особый свет.

Леонардо да Винчи в основе сюжета «Мадонны с гвоздикой» изображает молодую мать и ее активное дитя, которое восседает на ее коленях и тянется к желаемому цветочку. Образы божественных фигур работы «Мадонна с гвоздикой» автор наделил человеческими чертами и чувствами. Поэтому, если не знать, кого на самом деле написал Леонардо да Винчи, то можно предположить, что на картине обычная женщина, наблюдающая с лаской во взгляде за ребенком. В глазах младенца можно прочитать печаль. Стоит посмотреть на картину, создается впечатление, что при всей детской шаловливости, Иисус понимает, что выпало на его долю и что ему предстоит пройти буквально через три десятка лет.

Леонардо да Винчи изображает на картине такой символ как гвоздика не просто так — это значение исцеления или страсти. Также в эпоху возрождения символика гвоздики несла иное значение — распятие или искреннюю любовь. Вероятно, автор произведения «Мадонна с гвоздикой» предполагает, что даже в несмышлёном возрасте Иисус Христос уже принял свою трагичную судьбу и жертву, которую ему предстоит принести. Спокойное лицо Богоматери показывает ее понимание и принятие будущего для сына, а также показывает ее чистую и сильную любовь.

Идея «Мадонны с гвоздикой» была особо популярна среди творцов искусства эпохи средневековья и возрождения. Подобный сюжет также встречается в известных картинах, сотворенных Рафаэлем и Бернардино.

Несмотря на то, что искусствоведы пинакотеки признали «Мадонну с гвоздикой», до сих пор ходит мнение, что это на самом деле копия, а оригинал, сотворенные кистью Леонардо да Винчи, утерян навсегда;
«Мадонну с гвоздикой» часто сопоставляют с другим творением Леонардо да Винчи — «Мадонной Бенуа»;
Хрустальная ваза, реалистично прорисованная Леонардо да Винчи, представляет собой символ чистоты и невинности женщины;
У «Мадонны с гвоздикой» есть синонимы: «Мадонна с вазой», «Мюнхенская Мадонна», «Мадонна с цветком»;
Гвоздика изображена Леонардо да Винчи совершенно не случайно. По Христианской легенде, маленькие красные цветочки появились на Земле с приходом Мессии. Богородица сильно печалилась и лила бесконечные слезы, горюя по сыну Иисусу. Из слез женщины и появились красочные гвоздики;
Авторство Леонардо да Винчи доказывают детали, например, прием сфумато (затушеванность), который творец применил впервые. В дальнейшем Леонардо да Винчи применил его в полной мере в картине «Джоконда».
«Мадонна с гвоздикой» и «Мадонна Бенуа» схожи за счёт определенных черт лица и деталей (например, камень, который скрепляет ткань на груди женщины). Обе картины показывают, как стиль Леонардо да Винчи развивался. Но, к сожалению, «Мадонна с гвоздикой» сильно исказилась за все года, что была в забвении. В картину вносили свою лепту другие люди, также в работу Леонардо да Винчи вмешались с целью реставрации. Самые неудачные изменения видны на лице и шее женщины.