Анализ картины Леонардо да Винчи Иоанн Креститель - Леонардо да Винчи
Анализ картины Леонардо да Винчи Иоанн Креститель

Анализ картины Леонардо да Винчи Иоанн Креститель

«Иоанн Креститель» — один из наиболее известных шедевров да Винчи его позднего периода творчества.

Искусствоведы сходятся в том, что в этой картине великий художник довёл открытую им технику сфумато до совершенства. Фигуру Иоанна да Винчи поместил на тёмный глухой фон, чтобы сосредоточить зрителя только на герое, а с помощью сфумато, мастер добился уникального обволакивающего эффекта.

Моделью для картины стал известный ученик Леонардо – Салаи, который был рядом с мастером более 20 лет, и историки до сих пор спорят о природе их взаимоотношений.

Сама картина объединяет как традиционную символику, так и новаторские элементы. Герой обладает женоподобной внешностью и облачён в шерстяную одежду, также каноническим является изображение его с длинными волосами и указывающим в небо перстом. Впрочем, поднятый вверх палец выступал лейтмотивом во многих работах великого итальянца. Фигура Иоанна и его правая рука, размещённые в своих диагоналях, напоминают зашифрованный символ креста. Сам же тростниковый крест еле угадывается на картине. Герой не бездушен и строг – на его лица играет лёгкая улыбка, а глаза кажутся живыми и пристальными, к тому же он невероятно молод, что не вязалось с современными представлениями о знаменитом Святом. Картина вызвала недоумение даже у почитателей Леонардо.

Если вспомнить более ранние работы автора, где герои всегда помещены в живописный фон, где выступает природа, то «Иоанн Креститель» и в этой связи выглядит более чем оригинально, что не только указывает на творческие поиска автора, но и на постепенную смену эстетики живописи Ренессанса. Некоторые исследователи считают, что в этой работе да Винчи положил начало маньеризму, который всё больше будет проявляться в последующие годы, сменившие эпоху Возрождения.

Он по много раз перерисовывал свои работы, в том числе и это произведение. Эта картина связана с его творческим упадком и производила на зрителя неоднозначное впечатление. Произведение написано в знаменитой авторской технике сфумато, которую к концу своего творчества Да Винчи довел до совершенства.

Фигура Иоанна на картине помещена в глухой фон, чтобы акцентировать внимание на ней. Моделью для Иоанна стал известный ученик мастера — Салаи. Историки и по сей день спорят о взаимоотношениях между Леонардо и этим симпатичным женоподобным юношей.

На картине зритель видит молодого человека в шерстяной накидке с длинными волнистыми волосами. Его правая рука обращена к небу, а в левой он держит деревянный крест. Темный задний фон как бы выделяет и подсвечивает фигуру Крестителя, делая ее яркой и значимой.

Этот образ в корне отличался от обычных канонических изображений Иоанна, поэтому вызывал неоднозначную реакцию и споры ценителей искусства художника. Изображенный на картине полуобнаженный юноша с женоподобным лицом и двусмысленной улыбкой никак не вяжется с суровым Иоанном Крестителем, который обладал аскетическим образом мышления и ограничивал себя во всем.

Эта двусмысленная улыбка появляется практически на всех поздних картинах Леонардо Да Винчи. Художник на своем полотне изобразил некую ироничную копию Иоанна Крестителя, от которой веет двусмысленностью и неудовлетворенностью художника своими последними работами.

Мастер неоднократно вносил изменения в картину и переделывал ее в течение нескольких лет. Художник наделил героя картины атрибутами, присущими непосредственно Крестителю, что делает этот образ узнаваемым для ценителей.

Но он наделил канонический образ Крестителя совершенно далеким от его внешности обликом. Его лицо одновременно может принадлежать и мужчине и женщине.

Историки и ценители искусства художника считают, что переход к использованию андрогенной внешности в работах художника символизирует начало маньеризма в европейской живописи.

Иоанн Креститель, является одной из поздних работ итальянского живописца. Трудится над ней творец начал с 1514 года, а к финалу пришел лишь через два года, в 1516 году. В то время Леонардо да Винчи находился в усадьбе Клу в центральной части Франции — городе Амбуаз. Известно, что художник часто переписывал свои работы, и не по одному разу, так же произошло и с полотном «Иоанн Креститель».

Данную картину мастер искусства творил, когда находился в состоянии творческого упадка. Она оказывает на смотрящих довольно неоднозначное впечатление. «Иоанн Креститель» был написан Леонардо да Винчи в разработанной им технике сфумато (затушеванность). К тому моменту автор довел свою методику до уровня совершенства. Жанр произведения: портрет. На данный момент «Иоанн Креститель» находится в Лувре в городе Париж.

Леонардо да Винчи изображает на полотне «Иоанн Креститель» молодого парня с темными волнистыми волосами, на его плечо накинута накидка из шерсти, а второе остается оголенным. Юный образ далек от каноничного. Не лишенный живости взгляд направлен и внимательно сконцентрирован на каком-то объекте, а губы затронуты улыбкой, в которой читается насмешливость. Правую руку герой полотна поднимает к небосклону, а другая его рука сжимает деревянный крест.

Леонардо да Винчи помещает фигуру Иоанна Крестителя на темный фон, тем самым создавая впечатление, что юноша словно сверкает и подсвечивается — это все придает не только яркости, но и значимости.

Леонардо да Винчи и в этом произведении отходит от установленных традиций. Привычный образ сурового Иоанна Крестителя, обладающего аскетическим образом мышления, никак не вяжется с тем миловидным юношей, изображённого на картине в полуобнажённом виде и с двусмысленной улыбкой на лице. Иоанна Крестителя привыкли видеть в образе изможденного, уставшего, худощавого и опаленного жаркой верой.

Такой элемент вызывает различную реакцию смотрящих и является почвой для споров ценителей и экспертов живописи. Улыбка для Леонардо да Винчи стала «изюминкой», он не единожды использовал ее в своих картинах. «Иоанн Креститель» был написан им как ироничная копия стандартного образа. От картины ощущается чувство двусмысленности и даже недовольства живописца над своими последними картинами. Творец отказывается от привычного классического стиля и по итогу становится основателем нового направления в живописи — так считает ряд исследователей.

Размер картины, написанной Леонардо да Винчи: 69×57 см. Работу художник написал маслом на ореховой доске.

Леонардо да Винчи для полотна «Иоанн Креститель» применяет палитру различных оттенков. Фон он погружает во тьму, выполненную исключительно в темных тонах, а самого Иоанна Крестителя он написал, используя теплый и мягкий свет, который обволакивает фигуру юноши. Вероятно, это был специально продуманный живописцем прием — он оставил акцент на самой центральной фигуре картины, оставляя остальное без внимания. Даже божественный символ — крест, Леонардо да Винчи делает мало заметным.

Юноша по имени Иоанн Креститель, которого изобразил автор, указательным пальцем показывает на небеса — это является очень многозначительным жестом, подразумевающим собой насколько важно спасение человеческой души с помощью крещения. Иоанн Креститель олицетворяет собой крещение. Такой жест можно заметить во многих картинах, сотворенных Леонардо да Винчи, например:

Тайная вечеря;

Мадонна с младенцем;

Мадонна в скалах.

Для Леонардо да Винчи этот жест стал фирменным.

Леонардо да Винчи в своей картине использовал смесь традиционных символов и новшеств. Иоанн Креститель наделён женской миловидностью и изяществом. Он указывает в небо перстом. Образ героя полотна и его поднятая рука размещены в диагоналях так, что отдаленно напоминают символ креста. Сам крест, который Иоанн Креститель держит в руке, в картине не особо заметен. Герой далёк от традиционного строгого и бездушного образа — ему Леонардо да Винчи добавляет лукавую улыбку и живые, пристально смотрящие глаза.

«Иоанн Креститель» также известен под названием «Святой Иоанн Креститель». Эта картина признается последней, сотворенной кистью Леонардо да Винчи. Конечно это может быть и не так, но по крайней мере из тех, что дошли до нашего времени, она действительно последняя.

В качестве модели для своей работы «Иоанн Креститель» художник обратился к своему ученику Салаи (демоненок). Многие исследователи до сих пор спорят насчет того, какие отношения связывали Леонардо да Винчи и этого юношу, не лишённого женского изящества и красоты. Предположительно, между ними были не только профессионально-рабочие отношения, но и интимные. Возможно творца вдохновило сочетание сложного характера юноши и его ангельская красота, за которую ему сходили с рук грехи;
Леонардо да Винчи не единожды переписывал свою картину, на это он потратил не один год. Автор наделяет своего персонажа атрибутами, которые свойственны оригинальному образу — за счёт этого фигура узнаваема для исследователей и ценителей;
В своей картине он сотворил некую особенность — лицо юноши, изображённого Леонардо да Винчи, можно отнести как к мужскому, так и к женскому образу;
Эксперты сошлись во мнении, что Леонардо да Винчи использовал андрогенную внешность как символ начала маньеризма в сфере европейского искусства;
Так как картина, написанная гением, далека от оригинальной фигуры, ее часто признают, как признак богохульства;
Был найден эскиз Леонардо да Винчи, именуемый «Ангелом во плоти». Изображённая фигура и ее поза очень схожа с той, что изобразил автор на картине «Иоанн Креститель». Вероятно, эскиз и картина были написаны в одно время;
Есть предположение, что шкура, накинутая на плечо Иоанна Крестителя, и крест не были написаны Леонардо да Винчи, а являются заслугой другого художника. За счёт этих деталей картину и прозвали «Святой Иоанн Креститель»;
Также есть предложение, что на картине изображён Гермес Трисмегист, возглавляющий пантеон магико-оккультного учения (герметизм). Предполагают, что Леонардо да Винчи изучил книги «Герметический корпус» и зашифровал их знания в своих творениях;
«Иоанн Креститель» напоминает «Мона Лизу» («Джоконду»). В красивых чертах лица прослеживается схожая полуулыбка.
Все высказанные факты и противоречия ни капли не снижают достоинства и гениальности картины. Леонардо да Винчи достиг в своей работе «Иоанн Креститель» зрелости и вершины своих умений. Его мастерство переходит границы человеческого понимания, от чего и остаётся не до конца изведанным.