Анализ картины Леонардо да Винчи Мадонна - Леонардо да Винчи
Анализ картины Леонардо да Винчи Мадонна

Анализ картины Леонардо да Винчи Мадонна

Одной из самых известных работ Леонардо да Винчи является «Мадонна Литта» так же известная как «Мадонна с младенцем». Творец на картине изображает Богоматерь с младенцем. Данная картина представляет собой смесь тайн и загадок, которые еще только предстоит разгадать. Эксперты по сей день спорят насчет того, написал ли эту работу сам Леонардо да Винчи или это сделал кто-то другой.

Многочисленные исследования картин Леонардо да Винчи свидетельствуют о том, что отдельной темой в творчестве художника была тема матери и ее ребенка. Зачастую на его картинах встречаются изображения молодой женщины, выражающие заботу и тревогу за своего малыша.

В настоящее время хранится в Эрмитаже Санкт-Петербурга. Как полагают эксперты, эта картина была написана в миланский период творчества Да Винчи и именно в ней, как нельзя лучше, подчеркивается тот самый тип женской красоты эпохи Возрождения. Это четко проявляется в совершенстве линий и форм. Достаточно лишь обратить внимание на то, как гармонично сочетаются образ кормящей женщины и четкие линии оконных проемов на заднем плане.

Нельзя не отметить выражение лица Мадонны, которое переполнено нежностью и заботой о своем малыше в момент кормления грудью. Особенно это проявляется в ее, чуть прикрытых, глазах и едва заметной улыбке. Создается впечатление, что женщина улыбается своим мечтам.

Особого внимания заслуживает освещение картины. Нельзя не обратить внимания, что фигура Мадонны и ее младенца освещены гораздо больше, нежели задний план картины, это создает иллюзию, что свет падает откуда-то спереди.

Фигура малыша выполнена с особой точностью, его выразительные глаза, пухлое телосложение и удивительная игра светотеней, которая придает особую «шелковистость» его коже – все это лишь подчеркивает тему материнства и женской красоты.

Яркое красное платье Мадонны гармонично контрастирует с синим плащом, который, в свою очередь, сочетается с нежным фоном бирюзовых облаков.

Помимо этого, стоит отметить, что эту картину Леонардо Да Винчи писал отнюдь не маслом, а темперой, которая придает чуть больше контрастности и обеспечивает лучшую сохранность картины.

Создана известная картина была примерно в 1490 — 1491 годах, однако точная дата так и остаётся неизвестной. Одни предполагают, что Леонардо да Винчи написал полотно «Мадонна Литта», когда находился в Милане, другие же сходятся на том, что в момент написания автор был в Риме. Портрет написан в жанре религиозная живопись, ренессанс. Хранится картина великого художника Леонардо да Винчи в городе Санкт-Петербург в государственном Эрмитаже.

На картине великий мастер искусства Леонардо да Винчи изображает не только образ Богоматери с младенцем, но и уделяет внимание горному пейзажу, который показан через окно. Горный рельеф автор изображает в оттенках голубой палитры, что вызывает заметное сходство между «Мадонна Литта» и «Тайная вечеря». Свет направлен на Богоматерь с младенцем с левой стороны, как и на Христа с апостолами. Несмотря на тот факт, что картина была выполнена с библейским мотивом, образы женщины и младенца имеют человеческие черты, не лишенные чувств.

Картина «Мадонна Литта» — произведение с сложной и интересной историей. Этой работе посвящено множество искусствоведческих трудов.

Изначально картина называлась «Мадонна с младенцем», но позднее к ней перешло название семьи последних владельцев – итальянской династии Литта.

Из-за некоторых живописных особенностей, исследователи сомневаются, что вся работа была полностью написана Леонардо. Они предполагают, что младенец принадлежит кисти ученика великого художника – Джованни Больтраффио.

Но есть и другая версия, что разница в технике написания разных деталей – это метод художественной выразительности, способ расставить необходимые акценты. Так, лица персонажей прорисованы гораздо тщательнее, чтобы зритель обратил на них внимание в первую очередь. А небрежная незаконченность одежды – свидетельство ее второстепенности.

Сюжет произведения прост на первый взгляд, но сложен в деталях. На первом плане женщина, кормящая грудью своего ребенка. Она ласково обхватывает его руками, нежно глядит на него, в тени ее губ прячется легкая полуулыбка. Весь материнский облик пронизан любовью и заботой. Младенец сосет грудь и держится за нее рукой. Но при этом его тело и лицо не прижаты к матери, а развернуты в сторону зрителя. Его взгляд не по-детски напряжен и серьезен. В левой руке малыш держит щегла – символ христианской души. Ничто не говорит о божественном происхождении ребенка, напротив, его образ подчеркнуто человечен. О земном мире напоминает также пейзаж за окном – уходящие вдаль гряды гор, покрытых голубой дымкой. Горы – это художественное обозначение человеческой души, стремящейся соединиться с Творцом.

Еще одна интересная деталь – швы на платье Мадонны. Разрезы нужны были, чтобы быстро покормить ребенка, не снимая платья. Но женщина их зашила, а значит она планировала отлучить сына от груди. Но, не выдержав младенческого плача, она в спешке разорвала нитки. Это свидетельство милосердия и всепоглощающей материнской любви. Леонардо подчеркивает это с особым трепетом, ведь он сам был разлучен с мамой в три года и навсегда сохранил в своей душе ее образ как священный.

На лице Богоматери, изображённой на полотне «Мадонна Литта», присутствует выражение нежности вперемешку с радостью.

Леонардо да Винчи иллюстрирует именно материнскую сторону. В это время взгляд младенца с недетским вниманием и проникновением обращён к смотрящему. С помощью этого элемента художник приближает зрителя к героям полотна. Складывается чувство, что младенец ловит взгляд зрителя, устанавливает контакт и приглашает посетить свой мир. «Мадонну Литта» художник изображает, основываясь на своей традиционном стиле: лицо овальное, лоб высокий, нос слегка удлинен, а также Леонардо да Винчи не обошёлся без своей любимой загадочной и едва прослеживаемой улыбки.

Особенности:

Леонардо да Винчи изображает на одеянии женщины зашитые разрезы для груди. Но один был разорван, чтобы мать смогла покормить младенца. Можно предположить, что дитя отучили от груди, но когда он заплакал «Мадонна Литта» не устояла и разорвала шов;

Женщины знатного рода с начала четырнадцатого века не давали свою грудь детям, для того чтобы покормить ребенка, нанимали специальных кормилиц. Вероятно, Леонардо да Винчи идеализировал мать, кормящую младенца самостоятельно. В данном случае, разорванный шов — это символ милосердия;

На картине у младенца в руках находится небольшая пташка, а если быть точнее, щегол. Щегол — это символ чистой христианской души;

Интересным дополнением является улыбка женщины полотна «Мадонна Литта». В действительности женщина не улыбается, но из-за того, что тени падают на уголки ее губ, создаётся видимость;

Не менее занятная деталь «Мадонны с младенцем» — отсутствие нимбов. Леонардо да Винчи показал не божественный, а простой, человеческий образ. Размер картины «Мадонна Литта»: 42×33 см.

«Мадонна Литта» или «Мадонна с младенцем» олицетворяет материнство. Картина демонстрирует самую важную ценность человеческой жизни. Любой зритель может видеть в картине «Мадонна с младенцем» что-то своё, то что кажется родным, душевным и уютным.

Леонардо да Винчи использовал для фона полотна «Мадонна Литта» палитру темных оттенков. В изображении горного пейзажа автор применил оттенки голубого и синего. Свет, падающий из окон, освещает фигуры Мадонны с младенцем и затемняет остальное пространство вокруг.

Леонардо да Винчи ещё с юного возраста тренировал свое умение игры со светом и тенью, а картина является результатом этой упорной работы.

«Мадонна Литта» поделена на несколько световых участков: два окна, расположенных сзади, лицо женщины, младенец, накидка, покрывающая плечи Мадонны (всего пять пятен света). Леонардо да Винчи изображает световые пятна, образующие два треугольника, вершины которых смотрят в разные стороны. Эта техника наполняет картину движением и ощущением жизни.

Основной сюжет «Мадонны Литта» перемешивается с необычной трактовкой. Леонардо да Винчи совмещает образы земной жизни, свойственной обычным людям, и высокое, божественное чувство. На картине «Мадонна Литта» изображена женщина, представляющая собой любовь матери к своему чаду. Леонардо да Винчи не раз иллюстрировал образ женщины с младенцем, но его картины отходят от традиционных образов. Леонардо да Винчи больше обращает внимание не на божественность фигур, а на настоящие эмоции матери с младенцем. Леонардо да Винчи показывает спокойствие матери, которая бережно относится к младенцу. Ее взгляд наполнен самыми искренними чувствами: любовью и заботой.

Основная задумка Леонардо да Винчи основывается на том, чтобы передать через картину материнскую любовь к младенцу и показать, что это чувство, самое настоящее, искреннее, глубокое и сокровенное.

Интересные факты

Вместе с «Мадонна Литта» в Эрмитаже хранится «Мадонна Бенуа». Первоначально «Мадонна Литта» была в ужасном состоянии, спасти ее удалось за счёт уникальной технологии (картину с дерева перенесли на холст). Придумал действенный способ сохранения Сидоров — столяр Эрмитажа. За задумку он был награждён серебряной медалью.

Первоначально творение Леонардо да Винчи несло название «Мадонна с младенцем», однако потом ее переименовали на «Мадонна Литта». Изменение в названии картины произошли из-за того, что она длительное время хранилась у итальянской семьи с фамилией Литта;

Герцог Литта в 1864 году написал Императору Александру третьему письмо о том, что хочет продать несколько картин, одной из которой балы работа «Мадонна Литта»;

Некоторые искусствоведы полагают, что картина на самом деле не принадлежит кисти Леонардо да Винчи. Есть мнение, что «Мадонна Литта» была написана учеником гения. Возможно, художник создал только лица Мадонны с младенцем, а остальные детали уже сотворил кто-то другой. Такая догадка связана с тем, что лица прописаны мастерски, а другие фрагменты грубо (например, одеяние женщины);

Также предполагают, что младенец был написал Джованни Больтраффио;

Есть также мнение, что Леонардо да Винчи сделал недочёты специально: что-то он старался выделить и придать большее значение, а что-то оставил на второстепенном плане;

До Леонардо да Винчи женщину с младенцем изображали много раз. Такое встречалось даже в Римских катакомбах;

Вероятно, Леонардо да Винчи пишет фигуры матерей с особым трепетом по той причине, что его оторвали от матери, когда художнику было всего три года;

Эскиз к полотну «Мадонна Литта» хранится в Лувре;

«Мадонна с младенцем» и еще несколько картин были куплены Эрмитажем за 100 тысяч франков.

Есть теория о том, что картины «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» взаимосвязаны. Если в первой показан чистый и красивый небосклон, то во второй Леонардо да Винчи изображает горный пейзаж, как символ красоты земного мира. Однако теория не признана достоверной, но вызывает интерес, так как даёт возможность взглянуть на давние творения под другим углом.