Анализ картины Леонардо да Винчи Мадонна в гроте (Мадонна в скалах) - Леонардо да Винчи
Анализ картины Леонардо да Винчи Мадонна в гроте (Мадонна в скалах)

Анализ картины Леонардо да Винчи Мадонна в гроте (Мадонна в скалах)

С самой загадочной стороны являет нам картину «Мадонна в скалах (Мадонна в гроте)» Леонардо да Винчи, работа полна символами и намеками, которые лежат за пределами разумения человека.

История создания

Картину «Мадонна в гроте» Леонардо да Винчи написал в период с 1483 по 1508 годы. Как и с основной частью его картин, с этим произведением связано много туманностей и секретов.

Одна из таких странностей заключается в том, что» Мадонна» воспроизведена в двух вариантах — одна из картин них находится в Лувре, а другая является достоянием Национальной Галереи Лондона. Другая странность заключается в том, что произведения написаны с разницей в несколько десятков лет.

Произведение было заказано художнику в качестве алтарного образа для церкви Сан-Франческо Гранте. В договоре, подписанном художником, были указаны конкретные сроки изготовления образа — 4 декабря 1483 года, через восемь месяцев после подписания контракта. Но сроки, как водится были нарушены.

Картина, написанная художником, не соответствовала тем требованиям, которые были к ней предъявлены. Согласно требованиям заказчиков на картине должны были присутствовать Мадонна с младенцем, два ангела и два пророка.

Леонардо же из всех персонажей оставил только Мадонну и младенца, вместо пророков и ангелов он нарисовал еще одного младенца — Иоанна Крестителя и Архангела Уриила. К тому же с окончанием работ художник затянул на целых два года.

Историки считают, что художник просто продолжил работать над уже начатым полотном, не став менять сюжетной линии и персонажей. Леонардо да Винчи настолько был уверен в том, что заказчики картины не смогут отказаться от его шедевра, что не посчитал нужным следовать оговоренным ранее условиям.

В результате братство отказалось оплачивать работу художника и ему пришлось обращаться за помощью к своему покровителю герцогу Людовико Сфорца. Картину художник все же переписал и она заняла свое место в алтаре церкви Сан-Франческо Гранде в 1508 году.

Варианты работы художника имеют некоторые отличия — лица Марии и младенцев более одухотворены, залиты небесным сиянием, а их головы дополнены нимбами. Мадонна на алтарном образе выглядит менее земной, что более подходит для смиренной молитвы. Первый вариант картины более ста лет нигде не выставлялся. Сегодня картиной можно любоваться в стенах Лувра.

«Мадонна в скалах (гроте)» была заказана Леонардо да Винчи и братьям Де Предис 25 апреля 1483 года Братством Непорочного Зачатия миланской церкви св. Франциска. Из-за разногласий, возникших между Леонардо да Винчи и заказчиками, первый вариант картины был заменен на второй, созданный через двадцать лет (столько времени шла тяжба из-за «Мадонны в скалах (гроте)»).

Леонардо да Винчи был увлечен работой, создав произведение невиданной силы. Представив картину «Мадонна в скалах» заказчикам, он был взбешен, когда те ее отвергли, не мало посмеявшись над ним. Монахи сослались на то что работа не окончена и грязновата. Леонардо да Винчи стал судиться с заказчиками, доказывая что он обманут, что нельзя «слепому судить о цветах».

Описание и особенности картины

В изображенной сцене «Мадонна в скалах (гроте)» в центре, возможно происходит удивляющая воображение — игра рук, которую могло знать только искусство:

благословение,
защита,
поклонение,
указание.

На фоне причудливого пейзажа, в гроте, образованной нагромождением скал, похожих на сталактиты, расположилась небольшая группа. В середине – Мария. Чуть склонив голову на бок, она наблюдает за маленьким Иисусом. Лицо и вся поза Марии выражают глубокое спокойствие. Мария одета в широкое платье, ниспадающее тяжелыми, крупными складками. Платье Леонардо да Винчи нарисовал так, что чувствуется даже его ткань.

Правой рукой Мария касается Иоанна. Она как бы подталкивает его к Иисусу. Левую руку простерла над Иисусом. Обе руки выписаны Леонардо да Винчи с удивительным мастерством; кажется, что они находятся в движении.

Фигуры мальчиков так жизненны и непринужденны, что только пальчики Иисуса, сложенные для благословления, напоминают о том, что на картине «Мадонна в скалах (гроте)» изображены «святые».

Четвертый персонаж картины «Мадонна в скалах (гроте)», ангел — это полный жизни юноша с прекрасным лицом изящным жестом руки указывает на Иоанна. Вся сцена в картине озарена тихим вечерним светом, исходящим из глубины грота и распространяющимся на лица и фигуры.

Композиция в «Мадонне в скалах (гроте)» — это пирамида, в самом верху которой находится голова Марии. Линии опущенного взгляда Марии, коленопреклоненного Иоанна и его сложенных руки, благословляющий жест Иисуса и указующий перст ангела сходятся в пустом месте, где из проступающего в скалах грунта распускаются прорисованные Леонардо да Винчи с любовью и тщательностью растения и цветы, на части которых ниспадают лучи света. Мягко выступают лица и тела из тени, освещенные светом; в глубине грота тени так густы, что, кажется их можно ощутить. Поверхностный слой лака приглушает тона картины «Мадонна в скалах (гроте)», но она не смотрится темной – краски все так же ярки.

Цветовая палитра

Колорит картины «Мадонна в скалах (гроте)» — теплый. Лица Иисуса, Марии и Иоанна имеют несколько общих тонов. Общие теплые тона сообщают о том, что на теплых цветах бликами будут холодноватые оттенки, а на холодных цветах будут присутствовать обязательно теплые блики. Рассмотрим плащ Марии: в его тенях содержаться не только изумрудные мазки, но и охру, землистые оттенки и кадмий красный. У ангела на одеянии замечаем мазки краплака, кобальтовые и изумрудно-зеленые краски. При свете загораются теплые краски – охра светлая, кадмий красный, заметны блики кадмия оранжевого и желтого палевого.

Основным в «Мадонне в скалах(гроте)» считает здесь Леонардо да Винчи изображение воздушной объемности реального мира, достигаемого нежным, едва заметным переходом от света к тени, знаменитым «сфумато». Для получения этого перехода Леонардо да Винчи применил метод, который позволил ему построить картину «Мадонна в скалах (гроте)» в глубину. В основе лежит очень тонкий слой особого грунта, который Леонардо да Винчи изобрел лично.

Грунт на произведение накладывался в несколько тонких слоев — это послужило Леонардо да Винчи оптической базой дальнейшей живописи.

Затем последовала основная работа над «Мадонной в скалах (гроте)» — создавались объемы. Они изображались на картине Леонардо да Винчи путем нанесения теней и световых бликов. Делалось это тонкими шелковыми кистями, которыми накладывались разные оттенки красок – коричневатой, местами сероватой. Сначала наносились тени средней интенсивности по всей картине «Мадонна в скалах (гроте)», затем на отдельных местах писались блики света; постепенно достигается та тончайшая градация оттенков легендарного «сфумато» Леонардо да Винчи.

Сюжет картины

Сюжетом для картины Леонардо да Винчи, послужила легенда, не имеющей подтверждения в Евангелии. Она гласит, что юный Иоанн, направлявшийся с матерью в пустыню встречает Марию с Иисусом, идущих из Египта. Религиозное содержание картины «Мадонна в скалах (гроте)», предназначением которой было служить в часовне иконой, было только внешнее. Леонардо да Винчи в «Мадонне в скалах (гроте)» попытался создать ощущение чего-то многозначительного и таинственного, решить сложную и новую композиционную задачу, создать гармонически замкнутую многофигурную группу и изобразить живых людей, живую природу. И это ему удалось.

Раскрыть достоверно и полно содержание картины «Мадонна в скалах (гроте)» нелегко, возможно даже сам Леонардо да Винчи сделать этого не смог. Скорее всего художник стремился проникнуть через немногие яркие живописные образы в тайну природы, тайну рождения, жизни и смерти, к которой Леонардо да Винчи всю свою жизнь подходил не как католик, а как ученый и естествоиспытатель.

На данное время обе картины, написанные великим художником Леонардо да Винчи и его учениками находятся в разных местах:

Оба варианта «Мадонны в скалах (гроте)» созданные на один и тот же сюжет (есть различия лишь иконографии и стиле) и почти одинаковые по размерам, были написаны маслом на доске. Правда в конце XVIII века, находящаяся сейчас в Париже картина Леонардо да Винчи, была переведена на холст.

Интересные факты

Сейчас больше не существует церкви Сан-Франческо для алтаря которой была написана «Мадонна в скалах (гроте)». Она находилась недалеко от доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грацие, где спустя десять лет Леонардо да Винчи начнет «Тайную вечерю». Так как церковь Сан-Франческо находилась в очень заброшенном и полуразвалившемся состоянии ее снесли на рубеже XVIII – XIX веков.

Те картины, что остались от алтаря Непорочного Зачатия, были либо уничтожены, либо рассеяны по музеям. Центральная часть – «Мадонна в скалах (гроте)», созданная Леонардо да Винчи, попала за границу, позднее за ней последовали окружавшие ее две картины его учеников, с изображением ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В настоящее время эти три картины находятся в национальной галерее в Лондоне.

Первоначально эта картина выполнена маслом на панели, лишь через некоторое время, в период с 1483 по 1486 годы, изображение было перенесено на холст. Это одна из картин, раскрывающей мастерство великого художника Леонардо Да Винчи. Она выполнена в иконописном стиле, так как была заказана монахами из церкви святого Франциска для украшения алтаря. Изначально произведение было оснащено рамкой в виде алтаря из дерева, украшенного резьбой. Ей занимались помощники живописца, самой картиной он занимался исключительно самостоятельно.Это полотно возымело особую значимость для самого Да Винчи. Здесь он смог добиться гармонии в изображении человеческой фигуры и пейзажа. Это умение он продолжал развивать в своих последующих работах. Все нюансы и эпизоды этой картины созданы в безусловном согласии друг с другом и предстают перед нами как нечто единое и неделимое. Все ее части согласованы, очертания фигур представляются смягченными за счет игры света и тени. Все фигуры связаны друг с другом взглядами и своим схожим расположением. Взгляд и улыбка ангела обращены на зрителя и несут в себе бездну тайного смысла. Светотень в этой картине помогает создать необыкновенное настроение. Взгляд зрителя стремится в глубину картины, где свет проникает через расщелины в скале в пещеру, где находятся фигуры, изображенные великим художником. Это полотно в полной мере отображает то, как Да Винчи в совершенстве овладел реалистическим мастерством, так поражающим его современников.

Самое удивительное в этой картине — это щель в скале в левом верхнем углу. Там виднеется пейзаж с утесами, они огромны по своим размерам и имеют зубчатые края. Также отмечается, что «Мадонна в гроте» стала первым произведением уже зрелого художника, потому как в нем он смог максимально выразить свой безграничный уникальный дар и вложить все свои душевные силы.

Это произведение искусства было выполнено маслом на панели, а в последствии переведена на полотно Леонардо Да Винчи с периоде одна тысяча четыреста восемьдесят третьего по тысяча четыреста восемьдесят шестой год.

Главная особенность этого произведения заключается в том, что оно является одной из картин, которой полностью удалось раскрыть все навыки мастерства великого живописца Леонардо Да Винчи. Эта картина представлена в виде иконы, которая выполнена по заказу монахов церкви святого Франциска в качестве украшения церковного алтаря.

В момент начала своего существования картина имела обрамление в виде резного деревянного алтаря. Во время выполнения заказа художник имел помощников, однако самую ответственную работу связанную с написанием центральной области выполнял, конечно же, великий живописец.

Стоит отметить, что это произведение является довольно таки знаковым для самого художника, так как именно в этом произведении великий мастер смог осуществить плавную гармонию человеческих фигур с пейзажем. Именно это в последствии послужило в качестве одного из очень важных его навыков в следующих произведениях.

Эта картина по праву заслужила статус первого зрелого произведения Да Винчи, так как именно в нем живописец смог отразить свой талант художника и вложить в него всю свою душу. Кроме того, в произведении каждая часть и деталь изображены в абсолютной гармонии друг с другом и представлены зрителю в виде одного целого.

Отсутствуют отдельные фигуры, а присутствует как раз единство, которое соединенно тенью и мягким цветом гармонично взаимодействующие и придающие зрителю чувство теплоты и одновременно завлекают своими загадочными тайнами существования.