Жан-Антуан Гудон.Вольтер в кресле. Франция 1781 г.Приобретено Екатериной II у автора в 1784.Мрамор. Выс. 138 см
Источник поступления в музей: Императорская Публичная библиотека в С.-Петербурге. 1887 г.
Шедевр Гудона — мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) — один из шедевров крупнейшего французского скульптора XVIII в. Жана-Антуана Гудона. Она была выполнена в 1781 г. по заказу Екатерины II и через два года доставлена в Россию.
Философ изображен сидящим в кресле, чуть подавшись вперед. Пирамидальное построение композиции придает ей монументальную уравновешенность. Подобие античной тоги с широкими складками драпирует его немощное тело и вносит оттенок гражданственной героизации в трактовку образа. Издали Вольтер кажется погруженным в глубокое раздумье.
В чертах лица следы усталости, старческой хрупкости. При приближении к нему образ философа-мудреца резко меняется — Вольтер полон напряженной экспрессии. За складками одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение. Лицо полно внутреннего огня и полемического задора, озарено иронической улыбкой. Поражает сила острого взгляда, его проницательность. Образ Вольтера, гиганта человеческой мысли, вырастает до обобщения эпохи.
Сидящий в кресле Вольтер — лучший, наиболее яркий и законченный образ из всех созданных Гудоном портретов философа. Вольтер позировал скульптору незадолго до своей кончины, будучи глубоким старцем, но мастер сумел передать внутреннюю энергию и острый динамичный характер «властителя дум» XVIII в.
Статуя совершенна не только по глубине раскрытия образа, но и по высочайшему мастерству исполнения. Разнообразно обрабатывая мрамор, Гудон умеет передать и гладкую блестящую поверхность ткани, и сухость старческих пальцев, и глубокие морщины на лице, и пронзительный взгляд острых глаз. «Какая чудесная вещь! Это воплощенная насмешка!», — так оценил «Вольтера» великий французский скульптор Огюст Роден
Статуя «Вольтер, сидящий в кресле» — один из шедевров крупнейшего французского скульптора XVIII в. Жана-Антуана Гудона. Она была выполнена в 1781 г. по заказу Екатерины II и через два года доставлена в Россию.
Великий французский мыслитель эпохи Просвещения позировал Гудону незадолго до своей смерти. Скульптор изобразил Вольтера в одеждах, похожих на античные, придав ему сходство с древним философом, словно напоминая таким образом о преемственности философских идей. Широкие складки, скрывая старческую немощь тела, придают фигуре величественность.
Гудон с непревзойденным мастерством изображает высохшие нервные руки Вольтера, покоящиеся на подлокотниках кресла, складки на худой шее и морщинистое лицо — приметы никого не щадящей старости, которая, тем не менее, оказалась бессильной перед могуществом духа. Взгляд Вольтера, проницательный и ироничный, выражает присущую ему остроту ума, которую Вольтер сохранил до конца дней.
Гудон умел передать характер своей модели посредством тщательно выбранной позы, экспрессивного выражения лица и прямолинейного взгляда. Для большей непосредственности впечатления отказывался от тщательной отделки статуй, сохраняя следы своего резца. Среди характерных деталей его скульптурных портретов — красивые и эффектные складки одежды.
Скульптура Вольтера, выполненная Жаном-Антуаном Гудоном, считается лучшей работой, в точности, передающей образ великого философа. Незадолго до кончины Вольтер согласился позировать скульптору. На тот момент ему было восемьдесят четыре года. Мраморное изваяние славиться не только поразительным мастерством работы автора, искусно передающим сложные фактуры одежды и кожи, но и его способностью подчеркнуть острый ум, а также энергичный характер философа.
Гудон закончил работу над скульптурой мыслителя в 1781 году.
Заказ на нее сделала императрица Екатерина II, и спустя 2 года изваяние было перевезено в Россию.
Автор решил создать наиболее глубокий философский образ, наводивший на мысль, что мыслители существовали с древних времен, поэтому Вольтер изображен в одеянии античного стиля. Под глубокими складками одежды скрывается худоба пожилого человека, тем не менее, фигура его кажется величественной и стройной.
Манера, в которой Гудон выполнил вид мягкой блестящей ткани, непроизвольно вызывает восхищение у зрителя. Старость не щадит даже великих людей, поэтому осунувшееся лицо и худую шея Вальтера избороздили глубокие линии морщин. Его суховатые руки держат резные подлокотники кресла, на котором сидит философ.
Издали у зрителя создается впечатление, что мыслитель выглядит усталым, и он полностью погружен в свои думы. Но при более близком рассмотрении во взгляде можно прочитать экспрессивность и насмешку над физической старостью. До последнего дня своей жизни Вольтер сохранил ясный взгляд и трезвый ум молодого человека.
Главной характерной чертой, объединяющей все работы скульптора Гудона, было создание полного представления психологического портрета человека, который ему позирует. Для придания своему творению большей естественности автор не старался сгладить следы от резца, которым работал.