Анализ картины Леонардо да Винчи Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) - Леонардо да Винчи
Анализ картины Леонардо да Винчи Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)

Анализ картины Леонардо да Винчи Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)

Картину “Мадонна с цветком” написал итальянский художник Леонардо да Винчи. Точная дата создания остается неустановленной, но искусствоведы относят ее к 1478 году.

Это полотно — один из ранних шедевров гениального мастера. Есть много загадок, связанных с ним. Впрочем, как и с остальными работами да Винчи.

В период создания произведения автор еще очень молод, находился в поиске своего стиля и новых приемов.

Создавая “Мадонну”, Леонардо одним из первых прибегнул к живописи маслом на доске. Художник экспериментировал с сочетанием оттенков, игрой света и расположением фигур в композиции.

В работе явственно ощущается влияние флорентийской живописной школы и учителя Леонардо — прославленного флорентийца Андреа Верроккьо. Любопытно, что за несколько лет Верроккьо написал “Мадонну с младенцем», явно оказавшую влияние на работу да Винчи. Фигуры находятся в одинаковой позе: повернуты к зрителю в три четверти, а младенцы чрезвычайно напоминают друг друга формой головы.

Новизна работы Леонардо да Винчи выразилась в изображении Богоматери. Его мадонна очень человечна: это юная девушка, наслаждающаяся материнством. Ее костюм и прическа по моде XV века тщательно выписаны художником и это еще сильнее подчеркивает земную ипостась Девы Марии.

Страдания и боль за сына еще не коснулись ее, не оставили следов на прекрасном лице. Она радостно улыбается своему чаду, протягивая ему цветок. Младенец тянет ручки, пытаясь ухватить его; он не по-детски серьезен.

Платье Богоматери насыщенного синего цвета мягко облегает ее фигуру. Художнику удалось мастерски подчеркнуть фактуру ткани, роскошный блеск шелка и изысканность тяжелого бархата. На груди закреплена крупная брошь с прозрачным камнем. Золотистые волосы уложены в сложную прическу.

В центре композиции находятся два небольших белых цветка с четырьмя лепестками, на которых сосредоточен взгляд младенца.

Некоторые исследователи склонны отождествлять крестообразную форму цветков с крестом, на котором окончит свои земные дни Сын Божий.

Фигуры матери и сына освещены ярким светом, который исходит не из небольшого стрельчатого окошка на заднем плане картины, а откуда-то сверху. Вероятно, так живописец хотел подчеркнуть божественное начало мадонны и ее младенца.

Следы картины затерялись в XVI веке: по-видимому, она хранилась где-то в Италии. Вновь работа появилась уже в начале XX века, когда Мария Сапожникова-Бенуа отдала ее в экспозицию выставки западноевропейского искусства в Санкт-Петербурге, в декабре 1908 года.

Удалось проследить провенанс картины до коллекции незаслуженно забытого знатока и собирателя произведений искусства – генерала Алексея Корсакова, в чьи руки она попала в конце XVIII века.

Мария и ее муж Леонтий Бенуа решили расстаться с картиной, но мечтали о том, чтобы она не покидала пределов России. И согласились продать ее на невыгодных себя условиях. Тогда картина приобрела второе название – “Мадонна Бенуа” – в честь знаменитой семьи русских меценатов.

Его света явно недостаточно для того, чтобы полностью осветить комнату, она заполнена зеленоватой темнотой, но фигуры Мадонны и младенца Иисуса видны весьма четко. Неопытному взгляду не сразу заметен главный источник света, исходящий из верхнего левого угла. Он придает картине объем, а фигурам — реалистичность за счет игры света и тени. Все изображение будто окутано легкой дымкой, из за чего фигуры Мадонны и младенца особенно выразительны. Это достигается за счет типичной для работ Да Винчи тонкости светотеневых переходов. Его работы создают впечатление невероятной легкости, за которой стоит мельчайшая проработка всех деталей. Он трудился над созданием своих картин порой по нескольку лет, вынуждая своих заказчиков ожидать неопределенное время.

В 19 веке картину скопировали с дерева на полотно, что отражено в составленном Александром Сапожниковым «Реестре книг» 1827 года. Это полотно обрело большую популярность в среде художников тех времен. Художественные методы молодого Да Винчи были приятны во внимание мастерами Италии и Нидерландов. Под влиянием произведений Леонардо было создано не менее десяти известных произведений в мире. Среди них «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» Лоренцо де Креди, которая сегодня хранится в картинной галерее Дрездена. В их число входит и «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля. Длительное время эта работа Леонардо считалась утраченной и лишь в 19 веке она попала в руки русскому коллекционеру, который выкупил ее у бродячих артистов. После того, как в 1908 году она впервые была выставлена, ее признали работой Да Винчи, а 1914 году она была принята в коллекцию Эрмитажа.

«Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа» является одной из первых работ Леонардо да Винчи. Автор подходил к исполнению картины долгое время: он подготавливал множество набросков, чтобы выполнить композицию. К работе над картиной Леонардо да Винчи приступил в 1478 году, в двадцатишестилетнем возрасте. Предположительность написания «Мадонны с цветком»: 1478-1480 годы (однако точная дата остаётся расплывчатой).

Несмотря на то, что учеба в мастерской Верроккьо уже много лет как остались в прошлом, воздействие педагога и его картины «Мадонна с младенцем» четко чувствуется в иллюстрации Леонардо да Винчи. «Мадонна с цветком» была создана гением искусства в Италии и нашла в себе отражение жанре религиозной сцены, возрождения и итальянского ренессанса. В настоящее время «Мадонна Бенуа» нашла свое место в Эрмитаже. В момент создания картины Леонардо да Винчи был совсем молод и все еще искал собственный стиль.

Автор пробовал новые комбинации цветовой палитры, играл со светотенью и группировкой элементов.

Картина, написанная Андреа Верроккьо, оказала на Леонардо да Винчи большое воздействие. Автор явно был вдохновлён работой учителя, так как на своем полотне «Мадонна с цветком (Бенуа)» повторил позу героев: их фигуры повернуты к смотрящего на три четверти, также форма головы младенцев очень схожа. Нововведения Леонардо да Винчи прослеживается в том, что он изображает в произведении «Мадонна с цветком (Бенуа)» матерь в более приземленном, человеческом образе, а не божественном. Леонардо да Винчи показывает не Богородицу или Спасительницу мира, а мать и дитя. Мадонну с цветком он облачает в платье, соответствующее флорентийской моде и «причесывает» ее нужным образом для того времени. Леонардо да Винчи хотел показать именно человеческую суть, возвысить человека как божественное создание. Автор картины изображает в «Мадонне Бенуа» совсем юную девушку, которая радуется своей материнской доле, она счастливо улыбается и играет со своим маленьким чудом. Все это выглядит очень лично и естественно, показывая, что небожители также когда-то были людьми. Мадонна протягивает сыну цветок, а тот тянет ручонки, стараясь его поймать.

На первый взгляд картина, запечатленная Леонардо да Винчи, кажется милой и такой семейной, однако стоит посмотреть на «Мадонну Бенуа» пристальнее и становится понятно, что безобидный на первый взгляд цветок, на самом деле является символом ожидающих в будущем страданий и распятия — цветок крестоцвета.

Одеяние Богоматери, показанной на полотне «Мадонна с цветком», окрашено в оттенок синего. Оно ложится по фигуре девушки. Леонардо да Винчи мастерски подчеркивает на полотне «Мадонна Бенуа» вид ткани и ее блеск. На груди расположена большая брошь, увенчанная камнем, а волосы золотого оттенка сложно уложены. Центр картины занимают небольшие по размеру белые четырехлистные цветы, на которые малыш смотрит не по-детски серьезно. Художник «Мадонны Бенуа» подчеркивает божественность с помощью яркого света, освещающего мать и сына. Этот свет направлен сверху. В картине автор использует тонкость перехода между светом и тенью. За счёт этого приема Леонардо да Винчи словно окутывает героев полотна «Мадонна с цветком» в дымку.

Кроме младенца и девушки на картине изображено стрельчатые окно, а иные отвлекающие элементы в «Мадонне Бенуа» отсутствуют. Оттенки голубого и зелёного, использованные в «Мадонне с цветком», вытесняют с картины красный цвет, в который раннее одевали героиню.

«Мадонна с цветком» демонстрирует молодую мать, с улыбкой играющую со своим чадом. Ее ещё не коснулись те переживания и страдания, которые предстоит испытать за судьбу ребенка. Младенец, изображенный Леонардо да Винчи в работе «Мадонна с цветком», в отличие от веселой матери, настроен не так позитивно, он серьезно и даже проницательно смотрит на протянутые ему белые цветы. Цветы представляют собой символ, несущий значение креста, на котором должно случиться распятие Христа и окончание его жизни на земле.

Леонардо да Винчи, вероятно, старался донести через «Мадонну с цветком» до зрителей, что даже величайшие божества, когда-то были простыми людьми.

Где находится картина сейчас
«Мадонна с цветком» или «Бенуа» — великое произведение эпохи Ренессанса, в настоящее время хранится в государственном Эрмитаже.

В шестнадцатом веке следы «Мадонны с цветком» были утеряны. Вернулось творение Леонардо да Винчи лишь в двадцатом веке (в декабре 1908 года), когда Мария Сапожникова-Бенуа отправила картину на выставку в городе Санкт-Петербург. Со временем вышло узнать, что до Бенуа, с конца восемнадцатого века, «Мадонна Бенуа» хранилась у генерала Алексея Корсакова — любителя искусства.

Каждую работу Леонардо да Винчи планировал и претворял в жизнь долго, отчего заказчикам приходилось ожидать свои картины по нескольку лет;
«Мадонна с цветком» или «Бенуа» получила известность заслуженной работы только в нашем столетии. Первые разговоры пошли в 1908 году;
Приставку «Бенуа» к названию «Мадонна с цветком» получила из-за того, что какой-то период времени картина находилась во владении семьи Бенуа, пока Эрмитаж не выкупил ее у Марины Александровны Бенуа;
Несмотря на то, что «Мадонна с цветком» принята многими, некоторые эксперты настроены к ней скептически и не считают, что эта картина достойна находиться под авторством Леонардо да Винчи;
За картину Эрмитажу пришлось заплатить 150 000 рублей;
Когда Леонардо да Винчи работал над «Мадонной с цветком», он уже входил в ряды гильдии живописцев Флоренции и работал самостоятельно шесть лет;
Леонардо да Винчи был в числе первых в Италии, кто применил в работе масло.
«Мадонна с цветком» была продана на невыгодных для семьи Бенуа условиях, так как они хотели, чтобы работа Леонардо да Винчи оставалась в России, поэтому Бенуа согласились на сделку. В последствии к закрепленному названию «Мадонна с цветком» прибавилась приставка «Бенуа».