Анализ картины Леонардо да Винчи Автопортрет Туринский - Леонардо да Винчи
Анализ картины Леонардо да Винчи Автопортрет

Анализ картины Леонардо да Винчи Автопортрет Туринский

Леонардо да Винчи- художник итальянского происхождения, известный как один из основателей искусства Высокого Ренессанса. Его дарование невозможно переоценить или подвергнуть сомнению, а вклад в искусство и вовсе можно назвать бесценным.

Художественные способности проявились у Леонардо да Винчи очень рано, и родители посодействовали их развитию, отдав сына на обучение к Андреа Верроккьо, который, как известно, занимался всесторонним художественным развитием своих учеников. В его мастерской изучали не только живопись и скульптуру, но также и архитектуру, строительное и ювелирно дело.

Авторство работ того периода ставится экспертами под сомнение, так как часто писались при участии учителя, а иногда и других учеников.

«Туринский автопортрет» считается одним из лучших произведений художника.

Предположительно, написал он его в 60-летнем возрасте. Интересно, что изображенный на холсте мужчина выглядит гораздо старше. Его голова изображена в трехчетвертном повороте, черты лица ясные и суровые, а взгляд серьезен и исполнен горечи.

Некоторые эксперты считают, что данный автопортрет является эскизом к известной картине «Мона Лиза», так ли это доподлинно неизвестно.

Как понять, что на полотне изображен именно Леонардо да Винчи?

Вокруг работы до сих пор ведутся споры, в том числе о том, сам ли художник изображен на портрете. Но во многих источниках говорится о том, что: «у Леонардо да Винчи были длинные волосы, густые брови и длинная борода, что делало его похожим на античного Прометея». Определенное сходство между записями и данным изображением есть, но подлинность картины до сих пор остается под вопросом.

Для написания картины была использована лишь легкая штриховка и, что характерно для работ Леонардо да Винчи, выполнена она была справа налево. Подписи к картинам мастер также писал зеркально.

Все творчество художника окутано тайной. Так и этот рисунок, можно сказать, всплыл из ниоткуда. Директор Туринской библиотеки, в которой ныне хранится картина, приобрел ее у синьора Джованни Вольпато, антиквара и торговца произведениями искусства. Откуда картина взялась у Вольпато — неизвестно.

Время наложило свой отпечаток на полотно, поэтому бумага приобрела коричневато-желтый отенок. Из-за хрупкости картина сейчас не экспонируется, а хранится в Королевской библиотеке Турина.

«Туринский автопортрет», по мнению большинства исследователей — действительно автопортрет Леонардо да Винчи, выполненный художником предположительно в 1512 году или позже.

«Туринский» в названии имеет отношение к нынешнему местонахождению «Автопортрета». Сегодня эта небольшая, выполненная на бумаге работа Леонардо хранится в Королевской библиотеке Турина и, в силу своего возраста и крайней хрупкости, не показывается публике.

По причине того, что портрет (33,3 х 21,6 см) был написан сангиной (так называется материал и инструмент для рисования, имеющий вид толстого безоправного карандаша, который изготавливается из смеси каолида, пигментов из оксида железа и связующего вещества), со временем изображение приобрело характерный коричневатый, или «ржавый» оттеннок.

Невзирая на широкую известность «Туринского автопортрета», более-менее окончательная атрибуция датируется лишь 19-ым веком, да и то на основе косвенных, можно сказать, признаков — по причине сходства изображения с Леонардо в образе Платона, как его написал Рафаэль в «Афинской школе».

Главная причина сомнений — очевидно глубокий преклонный возраст изображенного на портрете старца. Между тем, самому Леонардо, родившемуся в 1452 году, на момент написания «Автопортрета» было всего лишь 60 лет или немногим более — но уж никак не 90, согласно «Автопортрету».

Тем не менее, следует помнить, что имеем дело не с фотографией, а с работой художника, для которого внешний облик в первую очередь служит средством передачи и раскрытия внутренней сути персонажа.

Размышления Леонардо да Винчи о власти и могуществе художника могут дать ключ к разгадке этого, безусловно, таинственного, автопортрета. Дело в том, что он не соответствует реальному физическому облику самого Леонардо на тот момент времени, но идеально подходит для роли и положения Леонардо в мире искусства.

А Леонардо да Винчи на тот момент являлся несомненным патариархом Возрождения, знаменитым ученым, философом, мудрецом, изобретателем, неутомимым исследователем медицины и анатомии: он не только чувствовал себя таким — он был таким на самом деле, к своим 60 достигнув таких высот, каких другим не осилить и за 20 жизней.

Традиция того времени как раз и велела изображать умудренного опытом и знаниями философа в виде почтенного белобородого старцы, с суровым проницательным взглядом из под кустистых бровей, с длинной белой бородой, свитедьствующей, как и все прочее, об огромном опыте и багаже знаний ее «носителя» — так что Леонардо всего лишь не отступил от традиции, принеся ей в жертву соответствие потрета с реальным собой.

Да, нельзя отрицать, что, прдиавая себе этот дополнительный налет «зрелости» и монументальности художник слегка переборщил, и у многих зрителей, равно как и специалистов, возникает при виде «Автопортрета» стойкое ощущение, что Леонардо, не мудрствуя лукаво, изобралил себя в виде Бога-отца. Надо признать, эти подозрения не так уж беспочвенны.

Леонардо в своих размышления не раз уподоблял роль художника роли Творца всего сущего. Точно так же и ученый, каким он был — неустанный «открыватель» истин, стремящийся разгадать и постичь всё устройство Вселенной — не стремится ли он тем самым если не сравняться с Богом, то хотя бы дотянуться до кончика его пятки?

Так или иначе, живописная манера (в особенности штриховка) и ряд других аспектов позволяют почти со стопроцентной точностью утверждать: перед нами истинный автопортрет Леонардо да Винчи.

Более того, «Тиринский автопортрет» — единственное дошедшее до нас «самовоспроизведение» Леонардо, так что сравнивать, как говорится, не с чем.

«Автопортрет» Леонардо Да Винчи – это одна из известнейших работ художника, которая, возможно дает зрителям представление о том, как выглядел знаменитый художник эпохи Возрождения. Однако некоторые эксперты считают, что это совершенно другой человек. Тем не менее, эта картина была написана примерно в то время, когда Леонардо было около 60 лет. Многие искусствоведы склонны считать, что «туринский автопортрет» – одно из лучших произведений знаменитого итальянского художника.

Картина выполнена на бумаге при помощи сангины. На ней изображен портрет человека невероятной внутренней силы и могущества, однако взгляд его преисполнен какой-то горечи и жизненной утраты. Возможно, этот взгляд отражает внутреннее состояние Леонардо Да Винчи, а также сожаление об уходящей эпохе величайшего искусства.

Как правило, творчество великих деятелей искусства зачастую окутано множеством тайн и загадок. То же касается и Леонардо. Эксперты стараются отыскать в каждой его картине какой-то скрытый подтекст или открыть что-то новое в творчестве художника. Несомненно, практически каждая работа великого художника и ученого несет в себе нечто большее, чем просто эстетическую красоту.

Также и «Автопортрет» Леонардо Да Винчи, над тайнами которого ученые трудились не один десяток лет. Тщательно изучив картины и наброски великого ученого, исследователи пришли к выводу, что Да Винчи к любой картине делал эскизы или наброски. Предположительно, что «Автопортрет» являлся эскизом для знаменитой Джоконды.

В настоящее время «Автопортрет» Леонардо Да Винчи находится в Королевское библиотеке в Турине. К сожалению, под влиянием времени и других факторов, картина слегка повреждена из-за высокой влажности и поэтому на данный момент произведение не экспонируется.