Анализ картины Константина Маковского Посещение бедных - Маковский Владимир
Анализ картины Константина Маковского Посещение бедных

Анализ картины Константина Маковского Посещение бедных

Произведения художника базируются на глубоком человеколюбии и сострадании. Сталкиваясь с унижением, равнодушием, пренебрежением к людям, мастер реагировал остро и рьяно.

Подобное отношение Маковского, как нельзя лучше, отражено на полотне «Посещение бедных», вышедшего в свет в 1874 году. Главные герои картины кардинально разного статуса и достатка. С одной стороны изображена богатая дама, разодетая в меха и драгоценности. Позади нее стоит переполненный надменностью слуга. Лакей презрительно озирается по сторонам. Убогая обстановка комнаты неприятна присутствующим. Только молодая девушка поражена и наполнена сочувствием. Они прибыли оказать помощь бедствующей семье. Однако их порыв лишен искренности. Это не более, чем дань надуманной моды того времени. На переднем плане стоят женщина и ребёнок, склонившие головы в наигранной учтивой позе. Глава семейства судорожно надевает свой лучший, но уже заношенный сюртук. Бедняки унижены, измучены и ощущают всю горечь своего существования на фоне с прибывшими богачами.

Произведение наполнено возмущением и выражает отношение художника к вопиющей несправедливости. Социальное неравенство, лицемерие, негативное отношение к беднякам – все это собрано воедино на полотне. Такое поведение не только не способно вытащить из нищеты простых людей, но и причиняет им глубокую душевную боль. Ознакомиться с картиной возможно, посетив Третьяковскую галерею в Москве.

На картине Константина Маковского Посещение бедных изображена богатая дама в собольей шубе, появившаяся в сопровождении ливрейного лакея в тесной каморке малоимущей семьи. Художник удачно обыгрывает контраст двух фигур на переднем плане: уверенной в себе статной благотворительницы, с любопытством рассматривающей скромную пожилую старушку, которая изображена в подобострастной, заискивающей позе с характерно прижатыми руками к груди. Пенсне в руках вошедшей дамы создает ощущение дополнительной дистанции, словно отдаляя от нее всех героев картины.

Появление гостьи вызвало в доме волнение. Хозяин за занавеской, торопливо надевает сюртук. Маленькая девочка сложила руки по примеру старшей женщины. «Это один из прелестнейших детских типов Маковского», — отмечал современник художника Александр Киселёв. Молодая девушка, стоя в углу комнаты, с трудом переживает унизительное положение своей семьи.

Горькая ирония художника направлена против показного барского милосердия, не способного изменить жизнь городской бедноты к лучшему. Неслучайно за картиной прочно закрепилось второе название «Благотворительница». Обстановка и предметы, вызывающие иронию, на картине соседствуют с теми, которые настраивают на грустные размышления. Художник тщательно прописывает каждую деталь в интерьере: стопку дров на дощатом полу, железную печь с открытой дверцей, кровать, задернутую пологом. Важную роль в произведении играет холодный свет. Он определяет общий эмоциональный строй полотна.

В 1875 году картина была представлена на 4-ой выставке ТПХВ. Работу высоко оценили современники художника. Критик Владимир Стасов считал, что «благотворительница» — это филантропическая барыня с аристократическим и высокомерным лакеем, посетившая голодающих бедняков, а художник-пейзажист Александр Киселёв отмечал, что эта картина Владимира Маковского «дышит глубокой жизненной правдой».