Анализ картины Константина Маковского Святочное гадание на жениха - Константин Маковский
Анализ картины Константина Маковского Святочное гадание на жениха

Анализ картины Константина Маковского Святочное гадание на жениха

На этой картине мы видим молодых девушек, которые сидят на полу и смотрят на петуха в центре. У подружек хорошее настроение, сразу видно, что им очень интересно их таинственное занятие. Так что же делают эти красавицы ночью при лунном свете?

Маковский – русский художник, придерживавшийся академического стиля и прославившийся картинами, изображавшими несколько идеализированную Русь прошлых веков. Порой его относят к передвижникам, противопоставившим свой вариант академизма Академии Художеств и черпавшим вдохновение в народных сказках и народном быте.

Участник «бунта четырнадцати», когда четырнадцать лучших студентов-выпускников покинули Академию, выражая протест против попытки в большом конкурсе в честь её столетия, навязать им одну тему на всех и лишить свободы выбора. Сын художника, брат художников и отец художника.

«Святочное гадание» Константина Маковского – одна из типичных его работ, воспевающая седую старину. На ней, в небольшой светлицы, девушки затеяли гадать на женихов. Взяли зерна, воду, монеты и зеркало, принесли гордого петуха с синим хвостом и сели смотреть, к чему птица потянется. Если к зерну и монетам – муж будет богатым. Если к зеркалу – красивым. Если к воде – будет пить. На лицах девушек веселое любопытство, все тянутся посмотреть, что же выберет петух.

Одна из них сидит в стороне, у стола, и выглядит грустной. Перед ней чашка – возможно, в неё капали воском и этой девушке выпало несчастливое предсказание. Старенькая бабушка дремлет, хотя должна бы наблюдать за девичьим весельем, чтобы слишком уж не разошлись. Перед образами в углу теплится лампада, на печи груда подушек и перин. Картина пронизана светом, лица девушек светятся им изнутри. Они смутно похожи, как сестры, и все по-своему красивы.

Одна открыто смеется, другая прячет лицо под платком, третья склонилась поближе к птице, волосы облегают её, как плащ. Рыжий, золотистый, коричневый – от этой гаммы тянет стариной, она навевает ассоциации с иконами, написанными на дереве, и очень подходит сценке из давно ушедших дней. В картине видна своеобразная ностальгия, словно художник хочет вернуться туда, где никогда не был, и зрителю передает то же желание.

Художник Константин Маковский очень любил воплощать на своих полотнах бытовые сцены крестьянской жизни. На этой картине он изобразил святочные гадания, которыми часто увлекались незамужние девушки в старину.

Один из таких обрядов и изобразил Маковский в своей картине. В центре девушки гадают на петухе, которому предстоит клевать зёрна. Когда птица наедалась, зёрна пересчитывали. Если оставалось чётное число, значит гадающая должна вскоре выйти замуж. Если количество зёрен было нечётным, то девушка оставалась свободной ещё как минимум год.

Лица девушек наполнены живым интересом и радостью. Но одна из них не так уж и весела. Она сидит за столом поодаль от остальных и задумчиво смотрит в чашу с водой.

Скорее всего, перед гаданием на петуха, девушки капали воском в воду. По получившимся в застывшем воске фигуркам красавицы читали свою судьбу. Обычно изображения расшифровывал сведущий в гадании человек — бабушка или нянюшка. Силуэты, напоминающие церковь, означали венчание, фигурки, похожие на яму или пещеру могли предзнаменовать смерть.

Старая бабушка или нянюшка давно уже уснула в уголке. Это и не удивительно, ведь на дворе стоит глубокая ночь, что можно понять по удивительному лунному свету, заливающемуся в окно. Этот свет очень мягкий и приятный, он наполняет избушку особой сказочной атмосферой и таинственностью.

Стоит отметить, что дом художник представил совсем не бедным. Убранство в комнате богатое, а сами девушки одеты красиво, нарядно и дорого. Это отнюдь не простые крестьянки. Скорее всего, гадания происходят в доме зажиточного купца или помещика.