Анализ картины Константина Маковского Под венец - Константин Маковский
Анализ картины Константина Маковского Под венец

Анализ картины Константина Маковского Под венец

В допетровской России боярскую девушку замуж «отдавали» с максимально возможной пышностью. Именно этот момент без привязки к конкретному историческому периоду и изобразил на своем полотне художник.

Маковский всегда был озабочен костюмами людей, именно княжеской знати.

Полотно «Под венец» Константина Маковского изображает предсвадебные сборы невесты в боярской семье XVI–XVII веков. Место действия — верхний этаж богатых палат терема. Эти покои предназначались для проживания женщин и детей обоих полов до семи лет. Невесте расчесывают косу в знак ее прощания с девичеством. В Древней Руси одна коса была прической девушек, а «мужние жены» носили по две косы.

Женские наряды 15-17 вв. был очень ярким. Рубашки, которые находились сверху, всегда были из выполнены из ярких тканей. Рукава на такой рубашке должны были быть украшены с особенной тщательностью. Поверх такой и без того яркой рубашки, необходимо было надеть еще и платье в пол. Отдельные воротники, тоже были особенно актуальны, поэтому их могли расшивать шелками или жемчугом. Что касается головного убора «на выход», то тут без вариантов – кокошник.

Головной убор тоже обшивался с особенной тщательностью. Что касается богатства уборов, то они отлично просматриваются в большинстве творений художника Маковского, и «Под венец» является ярким представлением ее.

Что же касается непосредственно самой картины «Под венец», то художник направил взор зрителя специально на передний план, что представляет возможность разглядеть даже малейшие нюансы одежды.

Перед нами предстает невеста, которая всеми мыслями погружена в предстоящее замужество, ее расчесывают, а девушка, которая находится в этот момент, как раз задает вопросы по поводу ее размышлений. Девушки, которые скрестили свои руки, обнажили тем самым свою великолепную вышивку, находящуюся на рукавах. В данной картине можно увидеть перекресток двух таких разных и некогда близких жизней, одна из которых девичество, а вторая – замужество.

Тонко играет вышивка рукавов девушек, переплетших руки. А третья главная героиня данной картины, которая расчесывает невесте волосы, может быть представлена, как жизнь после замужества. Она представляет собой уверенную и опытную женщину, которая имеет достаточно опыта в управлении домашним хозяйством, делами и воспитании детей.

Перед зрителем предстает богато украшенная плата деревянного терема, полная пышно и нарядно одетых и украшенных женщин. Русский боярский костюм того времени отличался большим количеством декора в виде вышивки бисером, мелким жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Он отделывался меховой оторочкой и шился из очень дорогих бархатных и шелковых тканей. Все это великолепие в полной мере демонстрируется на полотне.

Главным персонажем картины является невеста. Ей полагалось плакать, так как в свою семью она больше никогда не вернется. Жениха своего она чаще всего даже не знала, потому что брак устраивали родители. На картине запечатлен обряд, когда девушке делают прическу взрослой, замужней женщины. Ее одна коса распускалась, расчесывалась и заплеталась по-новому. Жена носила две косы, обернутые вокруг головы и обязательно закрытые платком или головным убором. Именно эта ключевая сцена и изображена на полотне.

Картина радует глаз обилием красок и очень эффектными нарядами. Она в полной мере передает и трагизм, и торжественность ключевого момента в жизни каждой русской девушки. При обилии красок и множестве мелких деталей полотно не выглядит излишне пестрым. В нем есть глубина, объем, грамотное построение композиции и удивительная духовность. Особенно ярко это выражено в фигуре подруги, прильнувшей к коленям опечаленной невесты.

Кресло невесты расположено напротив окна. Оно частично закрыто занавеской, но льющиеся из него солнечные лучи ярко выделяют фигуру девушки, заставляя сверкать ее белое атласное платье и делая ее центральным образом на фоне других пестрых персонажей.