Анализ картины Константина Коровина Северная Идиллия - Коровин Константин
Анализ картины Константина Коровина Северная Идиллия

Анализ картины Константина Коровина Северная Идиллия

Константин Коровин происходил из семьи московских купцов-старообрядцев. Вместе с братом Сергеем Коровиным (1858-1908) учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Перова, Алексея Саврасова, Иллариона Прянишникова. Однако наибольшее влияние на становление живописца оказал Василий Поленов, который стал преподавать в пейзажном классе училища после Саврасова. С 1884 года Коровин посещал рисовальные вечера у Поленова и вместе с ним работал на пленэре. Тогда же он становится одним из членов Абрамцевского художественного кружка и принимает активное участие в воплощении театральных идей мецената Саввы Мамонтова. В 1885 году на сцене Русской частной оперы он помогал Виктору Васнецову в работе над декорациями к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» и самостоятельно написал афишу к этому спектаклю (1885, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина). Вероятно, художественным решением этой работы — фигурой лежащего пастушка и стоящих рядом девушек — он воспользовался позже в композиции «Северной идиллии». Действительно, картине присуща некоторая условность: группа фигур выглядит как эффектная мизансцена; бледный месяц на сумеречном небе и нарочито белые ромашки на зеленом лугу напоминают декорацию.

После участия в северной экспедиции Саввы Мамонтова у русского художника Константина Коровина появляется замысел создать ряд картин о жизни Севера. Таким образом из-под кисти художника в 1886 году появляется картина «Северная идиллия», ведь живописца пленила красота природы сурового северного края, а также чистота души здешнего населения.

На полотне Константина Коровина Северная Идиллия изображено предвечернее время: на слегка потемневшее небо уже вышел месяц-молодик. Вокруг все зеленеет, травяной ковер устлан чудо-ромашками, звучит нежная мелодия свирели, которую выводит, лежа на траве, деревенский пастух. Наслаждаются прохладой вечерней поры и слегка покачиваются в такт звучащей мелодии три девушки-крестьянки в яркокрасочных сарафанах. Их лицам художник придал и строгости, и лиричности одновременно. А еще отлично передал кистью все великолепие народных узоров и деталей наряда.

Манера размашистого письма мастера открывает нашему взору четко очерченные фигуры девушек на фоне пасмурного неба и невысоких северных деревцев.

Основной акцент художник сделал на красный цвет. Однако, надо сказать, что на этом полотне Коровин гармонически сочетает контраст трех цветов: белого, зеленого и красного, которые так любимы русскому народу. Выходит, что живописец придал картине фольклорного направления, подчеркивая неразрывную связь национальной красоты и природы.

Правда, изображения девушек кажутся немножко лубочными. Коровин и сам чувствовал, что фигуры как-то не связываются с пейзажем, поэтому решил их воссоединить красотой белых ромашек на зеленой траве. Таким образом удивительная красота северного пейзажа и скрасила сложившееся впечатление о несоответствии, ведь в «Идиллии» мы имеем возможность наблюдать насыщенность красок даже в период предвечерья.

Создав своими широкими и размашистыми мазками такие впечатляющие декорации, Коровин подарил нам истинно величественный шедевр.

Полотно воспринимается и как жанровая сцена из крестьянской жизни, и как прекрасный летний пейзаж, и как декоративное панно. Сочетания голубовато-белого цвета облаков, зеленых оттенков травы и кустарников плавно перетекают друг в друга. На гармоничном фоне природы неожиданными акцентами звучат красно-белые краски крестьянских одежд, как внезапные мажорные аккорды в протяжных народных напевах. Создать идиллию на полотне помогли персонажи, одетые в придуманные художником наряды, элементы которых заимствованы из народных костюмов Тамбовской и Рязанской губерний. Красно-бело-черная цветовая триада постоянно использовалась в народном искусстве: в геометрических и растительных узорах вышивок и набоек, ткачестве, росписи поставцов прялок, кухонной утвари и мебели, которые Коровин мог видеть в коллекции, собранной участниками Абрамцевского кружка.

Произведение проникнуто идеей единства человека и природы и олицетворяет народную музыкальность, присущую традиционной русской культуре. Недаром иногда его называют «Северная песня», кажется, что вот-вот до нас донесутся звуки свирели пастушка и стройный хор девичьих голосов.

Долгое время картина со слов художника датировалась 1886 годом, но поскольку первое упоминание о ней относится к октябрю 1892 года, то в настоящее время ее исполнение относят к этой дате. Бытующая версия о влиянии на замысел произведения совместного путешествия Константина Коровина и его друга Валентина Серова на Север по заданию Саввы Мамонтова ошибочна, поскольку поездка состоялась только в 1894 году.

Одноименный эскиз центральной группы персонажей находится в Государственном Русском музее.