Цветущая сирень вдохновляла многих художников. К этой теме в своих работах обращались М. А. Врубель, Петр Кончаловский, И. Э. Грабарь и другие. У каждого она была своей. У кого-то срезанной поутру, еще хранившей свежесть и росу, у другого – пышный букет в плетеной корзине, у третьего – тонкая ветка в хрупкой стеклянной вазе, подчеркивающей мимолетность происходящего.
Константин Алексеевич Коровин был олицетворением художественной богемы своего времени. Обладающий артистичным характером и яркой харизмой, художник был знаменитостью и любимцем всей Москвы. Обладая недюжинным талантом, и имея рекомендации, он так и не закончил обучение в Академии художеств. С одной стороны, мешала его увлекающаяся и беспечная натура, с другой – разочарование в методах преподавания и собственная, выбивающаяся на общем фоне свободная и смелая техника письма.
Коровин любил жизнь и наслаждался ею, считал главной задачей творчества делиться радостью и красками окружающего мира в картинах. Основными ориентирами его становления стали работы импрессионистов и постимпрессионистов, а также символистов. Константин Алексеевич пробовал себя на разных поприщах – театр, архитектура, прикладное искусство, писал и экспериментировал с жанрами. Всю живопись творца отличает богатство и яркость красок, света и многообразность счастья.
Новые веянья привнес Коровин в жанр натюрморта. Ещё в самых первых работах предметы прописывалась им с особой тщательностью. В 1915 году, в период расцвета своего творчества, он написал картину «Сирень». Без сомнения, эта работа исполнена мастерства состоявшегося художника-импрессиониста. Чистые легкие и выразительные мазки образуют многогранное соцветие. Сложное для восприятия при близком рассмотрении, на расстоянии светлые тона букета наполняются светом июньского солнышка. Танцующие на бутылках блики и «вибрирующий» танец очертаний и форм придает живость бездушной композиции. Каждый предмет выписан с любовью, без изысканных деталей, но сочными и экспрессивными мазками.
Легкость и увлеченность восприятия художника позволяет открыть богатство и особое очарование форм и цвета в простых обыденных предметах. Особая роль при этом отводится цветовым нюансам, игре оттенков, что всё вместе порождает впечатление «движения». Зритель не просто любуется букетом цветов, а чувствует аромат лета и впитывает свет и тепло яркого натюрморта.
Константин Коровин тоже обращался к этой нежной, весенней теме. Обаятельный, с артистичным характером, он был любим светской публикой своего времени. Выдающийся художник так и не окончил Академию художеств. Его талант, техника письма, идеи не укладывались в усредненную канву обучения. Он долго экспериментировал с жанрами и техниками. Но любовь к жизни и ее быстротечным моментам помогли ему найти себя в импрессионизме, и стать одним из основателей этого направления в России. Коровин принес много своего, самобытного в течение, зародившееся во французской живописи.
В 1915 году рождается «Сирень» К. А. Коровина. Это классический натюрморт. На столе стоит пышный, многоцветный букет. Рядом расположилась стеклянная ваза, но ветки в ней не уместились. Поэтому сосудом стал графин для питьевой воды.
Бережно прописаны предметы первого плана. Спелые лимоны, зеленоватый стакан, миниатюрная вазочка и великолепный кувшин радуют глаз. Без изысканных деталей, но четкими и яркими мазками созданы эти предметы.
Центральная часть композиции – сам букет. Пышный и благоухающий он занимает большую часть полотна. Здесь нет прорисовки деталей. Короткими и экспрессивными мазками выполнены соцветья. Мелкие разноцветные штрихи сливаются в гармоничную картину. Надо отдать должное автору как непревзойденному колористу.
Вода в вазе кристально чистая, а солнце играет в гранях стекла. Создается впечатление раннего утра и свежего, только срезанного букета. Как прирожденный импрессионист Константин Коровин умел запечатлеть мимолетный кусочек жизни и передать его в красках.