Анализ картины Густава Климта Идиллия -
Анализ картины Густава Климта Идиллия

Анализ картины Густава Климта Идиллия

На картине Густава Климта «Идиллия» мы наблюдаем очень интересное размещение персонажей и знаков, что может вызвать самые двоякие чувства. Как и на других картинах этого художника, здесь нет четко выраженного смысла, и каждый зритель должен сам составлять свое понимание этого изображения. Центральным элементом картины является каменная плита, на которой сидят два юноши. Они молоды и должны наслаждаться своей жизнью, но их лица задумчивы и унылы. Они как будто несут некую миссию. Они либо охраняют то, что изображено по центру, либо грустят об этой потере. И плита, больше похожая на могильную, только усиливает неопределенность и вызывает море эмоций.

В середине картины изображена женщина с двумя маленькими детьми. Она ласково наклонилась перед ними, а дети внимательно внемлют ей, наслаждаются ее ласками, склоняя головы перед материнской добротой и теплотой. Это может показаться своеобразным символом материнства, беззаботности, молодости, жизни, и в то же время, ответственности, которая лежит на плечах матерей. Женщина с детьми изображена как бы на блюде, или картине, которую держит один из юношей, пребывающий в большей задумчивости. Это может быть также окном, символизирующим взгляд со стороны. Задумчивость юношей также можно объяснить двояко. С одной стороны, они могут быть защитниками жизни, материнства, той самой сильной стороной, которая должна оберегать мать и будущее поколение. Но это идет вразрез с тем, что они сидят на каменной плите. И если рассматривать этот камень как надгробие, то юноши могут быть задумчивы от утраты чего либо. Юноши могут быть ни кем иным, как теми детьми, с которыми играет молодая женщина. В этом случае смысл картины может трактоваться как потеря матери. С другой стороны, молодые люди могут томиться из-за окончания детства, и вступления во взрослую жизнь. В любом случае, понимание смысла зависит от зрителя.

Картины Климта глубоко символичны – их трудно прочитать с одного взгляда, в них нужно вдумываться, прикидывать, выдвигать гипотезы и отвергать их. А самое захватывающее в них то, что единой разгадки, которая подойдет всякому, для них нет. Каждый волен толковать их так, как вздумается ему, в зависимости от своего мировоззрения и взгляда на жизнь. Ведь у всех разные приоритеты и разный способ восприятия действительности.

Так «Идиллия» Густава Климта  вряд ли может показаться кому-то истинно идиллической. В центре картины мать, ласкающая детей – сценка милая, целомудренная, приятная взгляду. В ней торжествует жизнь, извечное возрождение и непрерывность, счастье, покой и радость материнства.

Женщина нежна, дети любопытно склоняют к ней кудрявые головки. Но вокруг этой милой сцены тревога и сумерки. Это показано даже в избранной палитре и яркости цветов – в центре картины они теплые, плещут красками и создают крайне приятное впечатление. По краям же – напротив, цвета приглушены, выцвели, преобладают темные тона.

Двое юношей смотрят на мать с детьми выжидающе и грустно. Словно ждут, что сейчас-то все и сломается, полетит в ад и там останется. Сидят они при этом на камнях, напоминающих надгробные, и цветы, в которых покоится срединный круг картины, похожи на букеты, которые приносят к могилам в память об умерших. И дальше каждый волен толковать так, как хочется ему.

Один увидит смерть, которая вечно ждет, когда же жизнь уступит ей и позволит забрать и мать, и детей, и цветы, возложенные на их надгробия. Кто-то, что вне семьи только прах и отсутствие жизни и смысла. Кто-то вовсе не задумается о столь высоких материях и просто умилиться тому, как дети играют с матерью.

Именно этого и хотел создатель – чтобы разные люди толковали по-своему и чтобы для каждого в его картине нашлось что-то свое.