Картина Константина Коровина Рыбы, вино и фрукты (1916) - Коровин Константин
Картины Константина Коровина Рыбы вино и фрукты (1916)

Картина Константина Коровина Рыбы, вино и фрукты (1916)

Художник стал одним из мастеров, приуготовивших подъем русского натюрморта в живописи, и сам он работал в этом жанре довольно активно. В его холстах отразилось жизнеутверждающее отношение к жизни. Его натюрморт характеризует невиданная доселе эффектность и размах мазка, сочетающийся с классической компоновкой. За непринужденностью и раскрепощенностью письма таится плодотворная вразумительность предметов.

В натюрморте Рыбы, вино и фрукты живописец Константин Коровин широкими мазками наслаивает цвета сверху определенного темного фона, выставляя цветовой акцент на желтый, зеленый и коричневый оттенки. Серебристая рыбная чешуя переливается голубовато-зеленым и розоватым отливом. Бутылочное стекло играет сиреневым, красным, желтым, серым блеском. Автор обращает внимание на важность колористического единства всей картины.

Подобно старым мастерам, живописец Константин Коровин выделяет смысловой центр композиции светом и цветными пятнами на темном фоне. Сродни драгоценностям мерцают сияющие многоцветным перламутром рыбы, золотящиеся яблоки освежают холст, гранатовыми отсветами искрится вино в бутылке.

В этом натюрморте впечатляюще соединяются полноценная предметность формы и демонстративная декоративность колорита. Пестрота и яркость холста напоминает роскошный ковер, включающий все оттенки спектра. Полотно является одним из блистательных по цветовому изобилию так называемых коровинских ночных натюрмортов. Мастера заворожила причудливая красота искусственного света, которая обострила живописную игру цвета. Ведущее содержание натюрморта заключается в драматическом взаимодействии света с цветом.

Игра света на холодной глянцевой поверхности рыбы подчеркивается теплотой цвета плодов, а в глубине бутыли с вином он пламенеет подобно драгоценному камню. Углубленный внутрь вещей, свет сливается с цветом, создавая общее впечатление. Емкие небрежные мазки кисти Коровина упрочивают ценность красок, их одухотворенность.

«Ему улыбались все краски радуги!» – такой эпиграф можно поставить к творчеству одного из выдающихся художников Серебряного века – Константина Коровина. Яркий мастер, в красочных полотнах которого воплотилось его восторженное восприятие жизни.

Страстный рыболов, Коровин не раз обращался к теме «рыбного натюрморта». По-разному варьируя этот мотив, он с искренним восхищением запечатлевал переливающуюся чешую рыб, пойманных им «огромных, пудовых щук» или «золотых язов». С литературным талантом написаны им воспоминания о своих поездках на рыбалку, на которую он брал отдельную телегу с холстами и красками. Калейдоскопом разноцветных мазков кисть художника выводила пойманные на рыбалке «трофеи».

Связка серебристых рыб, переливающихся жемчужными, стальными, изумрудными оттенками, соседствует с россыпью лежащих яблок. Бутыль красного вина мастерски запечатлена художником – несколькими ударами краски намечена прозрачность ее стекла, радужные блики. Яркость живописи, звучные цветовые аккорды рождают настоящую радость жизни, эмоциональный заряд коровинских натюрмортов заметно отличает их от классических «рыбных натюрмортов» голландских живописцев XVII века.

Полотно было представлено на выставке Союза русских художников и сразу же приобретено известным московским купцом, фабрикантом-предпринимателем и коллекционером Иваном Морозовым, большим поклонником искусства Коровина.