Анализ картины Константина Коровина Пристань в Гурзуфе - Коровин Константин
Анализ картины Константина Коровина Пристань в Гурзуфе

Анализ картины Константина Коровина Пристань в Гурзуфе

Этот художник отличался своими особенными мазками. Они могли быть разными: то сглаженные, то фактурно-выразительные, то плотные. Эта картина была написана в тот период, когда он уехал в Гурфуз в 1914 году. Его очень расстроило несчастье, которое произошло с его семнадцатилетнем сыном, и он уехал на побережье. Однако, это никак не сказалось на его творчестве. Он искренне считал, что нельзя вносить ноты минора в работы только по причине плохого настроения. Художник был уверен, что люди должны уметь радоваться, несмотря ни на что.

Коровин заявлял, что картины должны нести людям свет и счастье, что видно и на этой картине. Краски здесь пронизаны светом, а их яркость и сочность преобладает над легкостью, которая возникает при взгляде на картину. Все на ней складывается в удивительные по своей красоте сочетания. На первый взгляд небрежные, очень точные плотные мазки создают ощущение объемности картины. А кажущаяся неразборчивость объектов на заднем плане заставляет домысливать то, чего не видно на картине. Преобладают светлые и яркие цвета, а на воде можно увидеть блики.

Центральным персонажем сюжета является девушка, которая сидит на обычном деревянном стуле на веранде какого-то кафе. Ее расслабленный вид и светлое платье говорят о том, что она никуда не торопится. В отдалении стоит на причале большой парусник, его светлые паруса, прорисованные крупными мазками, привлекают внимание не меньше персоны молодой женщины в шляпке. На пристани стоит множество народа, возможно, кто-то из них рыбачит, но этого художник не стал прорисовывать.

Эта картина относится к лучшим полотнам Коровина, созданных им в во время Первой Мировой Войны. Ему всегда нравился Крым, здесь он был не один раз, и каждый вызывал в нем восторг. Хотя повод для визита в 1914 году был печальным и был связан с его сыном Алексеем, художник нашел в себе силы писать потрясающие по глубине и легкости восприятия полотна.

Эта картина Константина Коровина Пристань изображает пирс в небольшом курортном городке Гурзуфе, очень популярном у тогдашней отдыхающей публики. Полотно написано в исключительно жизнерадостных и ярких красках, превосходно отражающих жаркое крымское лето. Пейзаж залит солнцем, поэтому повсюду четкие тени и невероятные солнечные блики на воде. Все изображение создано многочисленными, энергичными и размашистыми мазками, придающими картине динамику и выразительность. Мазки разной величины, плотности и цвета, благодаря чему краски на полотне буквально переливаются и светятся.

Перед зрителем разворачивается обычный день из жизни курортников: под навесом в тени сидит женщина в белом летнем платье и большой шляпе, украшенной красными и розовыми цветами. Перед ней на столе несколько бутылок с цветными напитками и наполненный стакан. У стола еще два стула, отодвинутые так, что становится понятно: буквально минуту назад здесь сидели еще два человека.

За спиной женщины разворачивается красочный пейзаж. По морю плывет большой парусник с развернутыми парусами, на пирсе толпятся люди, похоже, что они ожидают прибытия корабля. Скорее всего, эти люди отправляются в плавание или ждут тех, кто прибудет на шхуне. Вокруг плещут и переливаются волны Черного моря. Фоном этому лирическому и радостному изображению служит город, ступеньками поднимающийся по обрывистому побережью. Невозможно различить конкретное изображение отдельных компонентов, да это и не требуется. Город — это скопление белых и цветных домиков, сочными пятнами разбросанное по полотну. От картины буквально исходит жаркая летняя нега.

Небо написано в столь же выразительной и энергичной манере. По нему движутся облака, поднимающиеся от крымских гор, но они почти сливаются с голубизной неба, добавляя ему сиреневых, сероватых и сизых красок. Разнонаправленные мазки добавляют воздушности и подвижности, делают облака более реальными, «ощутимыми».

Картина радует светом и цветом, в ней нет напряжения и страха, словно нет никакой войны и несчастий. Это полотно – мечта о счастье, полном, бескрайнем, спокойном.