Во время одной из поездок художник создал два этюда Парижских кафе (1890-е), в которых со всей определенностью воплотились импрессионистические принципы. Обе работы изображают утренние часы, когда посетителей уличных кафе еще не много. Мерцание серебристых оттенков утреннего света растворяет в себе предметы, смазывая их контуры.
Воздух смягчает звучание цвета, даже красный зонтик в вертикальном этюде смотрится не броско, весь наполненный серебристыми валёрами. Краски этюдов перетекают одна в другую, создавая единую живописную среду. Неясность очертаний вызывает впечатление беглости восприятия изображенного городского мотива, как бы случайно увиденного художником в бесконечном потоке жизненных впечатлений. Вместе с тем поэзия парижского утра, характерная для этого города атмосфера переданы так, что при первом взгляде на полотна в памяти невольно возникают уличные пейзажи Клода Моне или Камилла Писсарро.
Обратим внимание, что Коровин изображает кафе в утреннюю пору. Посетителей еще немного, а лучи солнца не успели утратить свой серебряный оттенок, в котором рискуют утонуть все предметы, весь окружающий мир. Столики, улица, люди – все это теряет контуры, слегка расплывается.
Даже цвет красного зонтика, запечатленного в руках одной из женщин, смягчается, становится матовым. Кажется, что художник как бы перенес на полотно городскую сцену, выловленную из бесконечного потока жизни. Глядя на картину, можно вспомнить стихотворения какого-нибудь поэта-урбаниста, передающего в словах оживленную жизнь города.
Вряд ли стоит говорить, что Коровин ориентировался на опыт французских импрессионистов. В то же время его точно нельзя обвинить в слепом следовании Моне или Писсарро. Напротив, художник стремился к эксперименту. Так, Коровин рискнул применить земляные краски, дабы достичь необходимого серого оттенка. Активно художник использует и черный цвет, который, однако, не выбивается из общего фона, не создает тяжеловесности.
Напротив, полотно, выполненное в период увлечения творца серебристым колоритом, только порождает у зрителей ощущения легкости, свободы. К тому же мастерски изображенные улицы, свежая зелень делают полотна очень яркими, незабываемыми, даже нарядными, если можно так выразиться.
Так что этюды «Парижские кафе» являются достойными образцами творчества Константина Коровина, безусловно радуя поклонников его таланта. К сожалению, далеко не все современные художнику критики признавали этот факт.
Правда, и здесь, испытывая безусловное влияние французских импрессионистов, Коровин не шел по пути слепого подражания им. Добиваясь особой изысканности и легкости колорита, маэстрии, художник вместе с тем не прибегал к мелкому, напоминающему по форме запятую мазку французов. Более того, в Парижские кафе Коровин не побоялся ввести земляные краски – охристые, коричневые, – используя их, например, для получения различных оттенков серого. Столь же откровенно используется черный цвет в одеждах фигур, но он нигде не выбивается из колористической гармонии. В целом в колорите не ощущается никакой грязи и тяжеловесности, напротив, он порождает ощущение свободного дыхания. А отливающая серебром влажная мостовая, солнечные блики, пробивающиеся сквозь туман, свежая зелень делают работы и удивительно нарядными. Безусловно,
Парижские кафе – высшее достижение Коровина среди работ, созданных в период увлечения серо-серебряным колоритом. Именно в них, как очень точно заметил Никольский, художник «достиг того, о чем многие мечтали живописцы, передавать все цвета в природе лишь оттенками белого и черного».