В конце XIX – начале XX века возникло новое направление в искусстве, которое с легкой руки критиков и журналистов получило название «импрессионизм». Имя это произошло от французского слова «впечатление». Импрессионистами называли художников, противопоставивших приглаженности работ художников-академистов свой, необычный для того времени, художественный язык. Затем те же художественные тенденции появились в литературе и музыке.
Константин Коровин признан одним из основателей импрессионизма в России. Исследователи считают, что истинная приверженность этому стилю начинает проявляться в цикле «жуковских» работ мастера. Лето 1888 года живописец провел на даче своего приятеля в поселке Жуковка. Цель посещения этого отдаленного местечка заключалась не только в отдыхе и приятном общении. Коровин стремился найти новый подход для себя в изображении воздуха и света на полотнах. Ему был близок стиль Клода Моне, который относил людей на второй план, ловя моменты красоты природы.
Картина «За чайным столом» Константина Коровина является одной из ключевых работ «жуковского» цикла. Такое название не случайно. Коровин долгое время жил в деревне Жуковка на даче своих близких друзей. Именно там он творил многие свои шедевры. Творчество художника, без сомнения, стоит отнести к русскому импрессионизму. Во многом его стиль, подбор цветового решения и построение композиции схожи с манерой гениального художника из Франции Огюста Ренуара.
Как и Ренуар, мастер много времени уделял проработке света и воздуха. Его картины полны легкости и воздушности. Именно пейзаж играет первостепенную роль. Люди же на картине служат, скорее, дополнением. Это весьма роднит «За чайным столом» с произведениями известного Моне. Интересно построена композиция. Она сдвинута относительно центра влево, что создает впечатление взгляда «от первого лица». Кажется, что сам Коровин сидел на отодвинутом стуле всего минуту назад.
Сюжет картины отражает обычную загородную жизнь гостеприимных домовладельцев того времени. Герои списаны с реальных персонажей. Это семья Поленова и его гости. Среди них Наталья, занятая шитьем. Ее лицо безмятежно и умиротворено. Позы остальных выдают некую неловкость и царящее напряжение.
Благодаря использованию целой совокупности приемов, полотно выглядит динамично. Оно напоминает сиюминутный взгляд на происходящее. Картина включает в себя элементы портретной живописи, лучшие пейзажные особенности, хорошо читающуюся сюжетную линию. Она сложная и многогранная, несмотря на кажущуюся простоту.
Хозяином поместья был известный художник В. Д. Поленов. Для его полотен характерен интимный мир старинной русской усадьбы и национальные пейзажи. Он был гостеприимным и приятным человеком. В его доме всегда было полно гостей: друзья, коллеги, родственники, ученики, соседи. Все они собирались за большим столом, вели светские беседы, шутили, играли и пили чай.
Ключевой работой этого периода стал холст «За чайным столом». Все герои полотна достаточно известные личности. Елена Поленова – сестра хозяина усадьбы, известный график и иллюстратор детских книг. Она сидит спиной к нам в скромной дачной шляпке. Напротив расположилась Наталья Поленова. А справа – юная художница Мария Якунчикова. Особое внимание привлекает друг семьи, сидящий справа, молодой офицер Вячеслав Зиберов.
Главный признак импрессионисткой направленности полотна в эффекте случайного кадра. Будто это не картина, на которую потрачено много времени и сил художника, а фотография или кадр киноленты. Автор сидел за одним столом с героями, а встал для того, чтобы запечатлеть момент. Небрежно отодвинут его стул, что говорит о временности происходящего. Ожидают мастера столовые приборы: стакан в подстаканнике, тарелка и ложка. Реалистичность и динамичность – основные тенденции изображения.
На первый взгляд кажется, что каждый герой занят своим делом, но это не так. Молодая девушка Мария смущенно беседует с Вячеславом, немного нервно размешивая чай. Сам же юнкер смотрит смело, решительно и немного оценивающе. У него военная выправка. Он специально не снимает за столом фуражку, чтобы подчеркнуть свой офицерский статус. Лица Елены мы не можем видеть, но ее поза очень напряженная. Это видно по ее немного сгорбленной спине. Наталья занята шитьем и будто отрешена от происходящего. Но при внимательном рассмотрении, можно заметить, что и она прислушивается к разговору молодых людей.
Жанр полотна определить сложно. Это групповой портрет с элементами пейзажа, натюрморта, жанровой сцены и бытовых мотивов.







