Анализ картины Казимира Малевича Автопортрет - Казимир Малевич
Анализ картины Казимира Малевича Автопортрет

Анализ картины Казимира Малевича Автопортрет

Тематика автопортрета использовалась К. Малевичем на протяжении всей его творческой деятельности. Живописные изображения самого себя составляют своеобразную хронику жизни, и в каждом образе художник предстаёт с новой стороны. Особенности каждой картины, включающие стиль, технику и атрибуты, помогают представить эмоциональное состояние, в котором находился автор в момент написания каждого из автопортретов. В настоящее время искусствоведы знают о пяти канонических автопортретах Малевича. Из них самый ранний датируется 1907 годом, а последний 1934 г.

Автопортрет Казимира Малевича – это произведение искусства, которое было так реалистично и неожиданно создано в 1933 году, это своего рода творческое завещание знаменитого русского авангардиста. Жить оставалось не так уж много и на то время у художника обнаружили очень страшную болезнь, но он не сдавался и не расстраивался и все это воплотил на холсте маслом. В картине явно передана не сломленность и сила духа.

Художник уходил с гордо поднятой головой, при этом он не отказывается от своих идей (только супрематический фон самой картины уже захватывает и несет в себе конкретное определение) и отстаивает свои права на свободное творчество, которое на то время в тоталитарном государстве было запрещено. Чего только стоит посмотреть на торжественный жест и статуарную позу, которая как будто высеченная из гранита. Даже на краю смерти художник не отрекается от своей миссии и доказывает что он переустроитель земной жизни.

Автопортретов Малевича было пять, но только это произведение искусства выполнено лучше всех и картина несет в себе новый образ и говорящие детали обстановки. Это своего рода эхо ренессанса. Мы видим человека, который заботился, так сказать, о своем «имидже» и о своей внешности. Он опрятно одет и идеально пострижен, а жест, взгляд, аксессуары и поворот головы заставляет зрителя понять, в какой роли мастер предстает перед ними в данный момент и, самое главное, как его должны воспринимать окружающие.

Знаменитый жест нарисованный на картине по-своему даже странный, в какое то мере, но объясняют многие критики его по-разному. Широко распространенное мнение, что в руке художник держит воображаемый всем известный «черный квадрат», дабы донести потомкам, что он восемнадцать лет назад возвестил о зарождении абсолютно нового в мире искусства. Не дождавшись понимания от современников, он как бы обращается к людям с просьбой и верой в то, что его картины буду «увидены», а слова – наконец-то услышаны.

Самый необычный из автопортретов Малевича был создан в 1933 г., незадолго до смерти великого художника-авангардиста. Картины эта – своеобразный манифест уходящего из жизни творца, но покидающего этот мир не сломленным тяжёлой болезнью и репрессиями тоталитарного правительства, а наоборот, с гордо поднятой головой и до конца отстаивающим своё естественное право на свободу творчества.

Несокрушимая сила духа выражена в автопортрете через гордую посадку головы, мощно выписанное лицо и наполненный торжественной серьёзностью взгляд, в котором читаются непроизнесённые слова. Венецианский костюм, в котором изображён художник, является отсылкой одновременно к Эпохе Возрождения и периоду Реформации, подчёркивая тем самым новаторский, революционный характер творчества Малевича.

Примечателен жест художника на картине: большинство критиков сходится во мнении, что в руке Малевич держит воображаемый «чёрный квадрат», символизируя тем самым надежду на понимание своего творчества будущими поколениями. Миниатюрный чёрный квадрат так помещён в нижний правый угол картины – туда, где обычно ставится авторская подпись. Этим художник подчёркивает веру в свою творческую правоту.