Тематика автопортрета использовалась К. Малевичем на протяжении всей его творческой деятельности. Живописные изображения самого себя составляют своеобразную хронику жизни, и в каждом образе художник предстаёт с новой стороны. Особенности каждой картины, включающие стиль, технику и атрибуты, помогают представить эмоциональное состояние, в котором находился автор в момент написания каждого из автопортретов. В настоящее время искусствоведы знают о пяти канонических автопортретах Малевича. Из них самый ранний датируется 1907 годом, а последний 1934 г.
Автопортрет Казимира Малевича – это произведение искусства, которое было так реалистично и неожиданно создано в 1933 году, это своего рода творческое завещание знаменитого русского авангардиста. Жить оставалось не так уж много и на то время у художника обнаружили очень страшную болезнь, но он не сдавался и не расстраивался и все это воплотил на холсте маслом. В картине явно передана не сломленность и сила духа.
Художник уходил с гордо поднятой головой, при этом он не отказывается от своих идей (только супрематический фон самой картины уже захватывает и несет в себе конкретное определение) и отстаивает свои права на свободное творчество, которое на то время в тоталитарном государстве было запрещено. Чего только стоит посмотреть на торжественный жест и статуарную позу, которая как будто высеченная из гранита. Даже на краю смерти художник не отрекается от своей миссии и доказывает что он переустроитель земной жизни.
Автопортретов Малевича было пять, но только это произведение искусства выполнено лучше всех и картина несет в себе новый образ и говорящие детали обстановки. Это своего рода эхо ренессанса. Мы видим человека, который заботился, так сказать, о своем «имидже» и о своей внешности. Он опрятно одет и идеально пострижен, а жест, взгляд, аксессуары и поворот головы заставляет зрителя понять, в какой роли мастер предстает перед ними в данный момент и, самое главное, как его должны воспринимать окружающие.
Знаменитый жест нарисованный на картине по-своему даже странный, в какое то мере, но объясняют многие критики его по-разному. Широко распространенное мнение, что в руке художник держит воображаемый всем известный «черный квадрат», дабы донести потомкам, что он восемнадцать лет назад возвестил о зарождении абсолютно нового в мире искусства. Не дождавшись понимания от современников, он как бы обращается к людям с просьбой и верой в то, что его картины буду «увидены», а слова – наконец-то услышаны.
Самый необычный из автопортретов Малевича был создан в 1933 г., незадолго до смерти великого художника-авангардиста. Картины эта – своеобразный манифест уходящего из жизни творца, но покидающего этот мир не сломленным тяжёлой болезнью и репрессиями тоталитарного правительства, а наоборот, с гордо поднятой головой и до конца отстаивающим своё естественное право на свободу творчества.
Несокрушимая сила духа выражена в автопортрете через гордую посадку головы, мощно выписанное лицо и наполненный торжественной серьёзностью взгляд, в котором читаются непроизнесённые слова. Венецианский костюм, в котором изображён художник, является отсылкой одновременно к Эпохе Возрождения и периоду Реформации, подчёркивая тем самым новаторский, революционный характер творчества Малевича.
Примечателен жест художника на картине: большинство критиков сходится во мнении, что в руке Малевич держит воображаемый «чёрный квадрат», символизируя тем самым надежду на понимание своего творчества будущими поколениями. Миниатюрный чёрный квадрат так помещён в нижний правый угол картины – туда, где обычно ставится авторская подпись. Этим художник подчёркивает веру в свою творческую правоту.