«Уборка ржи» Казимира Малевича – это образчик российского кубофутуризма, взявшего начало у французских мастеров. Работа относится к крестьянской серии картин, запечатлевшей рутинный уклад сельской жизни. В этот период у Малевича произошел перелом в направлении художественного стиля.
Сюжет картины довольно прост: крестьяне убирают сено. Фигуры людей лишены сложных деталей и нарочно изображены укрупненными. Они будто состоят из гнутых листов железа, жесткий материал отливает на свету металлическим отблеском. Несмотря на то, что тела написаны довольно просто и схематично, легко определить, где мужчина и женщина.
Крестьяне выглядят основательными, твердо-стоящими на ногах, можно сказать даже монументальными. Их лица сохраняют спокойное выражение, черты отсылают нас к иконописной живописи, где по канону всегда изображались большие глаза.
Написание крестьянских фигур начисто лишено реалистичности и натурализма. Несмотря на это, в работе хорошо угадываются некоторые драматичные ноты. Люди похожи друг на друга, их труд механизирован, они кажутся отстраненными. Это создает яркий контраст с привычными воодушевленными и героическими образами социалистических рабочих, исполненных гордости и страстного желания служить на благо страны.
«Уборка ржи» одна из первых картин, явившая признаки кубофутуристической живописи. Стога сена в виде цилиндров и четкие формы человеческих фигур составляют довольно сильную и устойчивую композицию. Интересно, что верхняя часть полотна, будто бы выходит из-под контроля этой жесткой схемы. Стога располагаются беспорядочно, нарушая порядок, создавая хаотичность и необузданность.
Взгляд притягивает яркая палитра, использующая комплементарную контрастность цвета. Энергичные сочетания красного и зеленого, синего и желтого добавляют некую динамику в застывшие формы.