Анализ картины Казимира Малевича Англичанин в Москве - Казимир Малевич
Анализ картины Казимира Малевича Англичанин в Москве

Анализ картины Казимира Малевича Англичанин в Москве

Эта картина, такая, что чем больше вы смотрите на нее, тем больше она заставляет вас взяться за голову: «Что все это значит?» Малевич, пожалуй, наиболее известен своей вовлеченностью в супрематическое художественное движение. Фактически это он, один, его и основал в 1915 году. И термин «супрематизм» изобретён им, термин восходит к латинскому Supremus, означавшему превосходную степень чего-либо.

На начальном этапе «супрематизм» и означал первенство цвета перед всеми остальными элементами живописи.

Картина заполнена текстом и символами: рыба, ятаган, свеча, лестница, красная стрелка и красная ложка и многие другие. Также есть слова: «частичное» и «солнечное затмение». Малевич рассказывает историю путешествия англичанина. И здесь то, что чужеземец мог заметить в Москве в 1914 году.

Понять авангардистов бывает порой даже труднее, чем сюрреалистов, и толкований их творчества можно найти великое множество, и никогда не скажешь, кто в нем прав. Что хотел сказать художник? Опирался ли он на библейские тексты? Смеялся ли над чем-то, или же, напротив, был глубоко серьезен, создавая свою картину?

Вопросы без ответов, которые уже некому задать.

Англичанин в Москве Казимира Малевича создан в 1914 году, на пороге всех мыслимых революций и войн, перетряхнувших Россию и вывернувших её наизнанку. Он устремляется вверх по вертикали, центр его композиции, её опора – крест. Переращиваются рыба и сабля, сабля и свеча. Кресты образуют буквы «т», крест можно увидеть, вглядевшись в фигуру человека, которая служит словно бы фоном для обыденных, набранных, кажется, без всякой логики вещей.

Не менее важны свет и тьма, борющиеся на картине за главенство. Во тьму погружено лицо англичанина. Чистые лучи света изливаются из-за головы рыбы.

Предметы на картине кажутся подобранными без всякого толка – свеча. Сияющая белая рыба. Сабля. Деревянная ложка – такие ложки футуристы носили в петлицах, выходя на вечерний променад, с намерением эпатировать иностранцев. Лестница. Чернильница. Алая стрела. Вывеска лавки или магазина.

Можно искать в них глубокий символизм, можно посмотреть проще – всё смешалось на картине, как в голове у человека, впервые приехавшего в большой город. Прошел мимо казак с саблей – и вот, образ сабли уже кружится в голове, не желает отступать. Пахнет рыбой, аппетитно, заманчиво из окна магазинчика – и вот, возникает белая рыба. Кто-то на высокой лестнице красит стену или подновляет вывеску – и лестница тоже остается внутри.

Москва наваливается, деревянная ложка в петлице встречного прохожего притягивает взгляд. Запоминается странная вывеска. Идет кругом голова.

Впрочем, может быть и так, что свеча символизирует внутреннее горение, без которого незачем жить.

Ятаган может быть замечен иностранцем как экзотика. Маленькая сцена Москвы рядом с рыбой почти как открытка. Между тем красная ложка, похоже, является ссылкой на ту самую красную деревянную ложку, которую Малевич носил как брошь в феврале 1914 года, считая себя художником-футуристом.

Но другие объекты нелегко объяснить: почему англичанин в Москве замечает белую рыбу или зажженную свечу? В описании работы Тейтом говорится, что «картина предлагает элементы сложной загадки без решения».