Малевич – русский авангардист, картины которого продолжают расшифровывать до сих пор. «Черный квадрат» – наиболее знаменитая его работа – по сю пору вызывает дебаты, кто-то считает её абсолютно бессмысленной, кто-то видит в ней тонкий символизм и пророчество о конце искусства. Таковы все его работы, даже не столь знаменитые. Толковать их с позиций разума сложно и не всегда возможно, напротив, язык Малевича это язык ассоциаций и символов, сложный для понимания, если пытаться расшифровать его словами.
Язык Малевича – это насмешка над косностью и зашоренностью даже творческого мышления общества, которое выставляет рамки всем, даже художникам. Малевич – реформист, стремившийся перекроить восприятие людей, показать им, что красота вовсе не зависит от логического смысла и объяснения её с позиций разума.
Картина была написана в 1914 году. Это было время, когда художник эпатировал публику на Кузнецком мосту вставленными в петлицы деревянными ложками, принимал участие в выставке объединения раннего авангарда «Бубновый валет» и парижского Общества Независимых художников. Малевич был иллюстратором книг поэта-футуриста А. Кручёных и авангардиста В. Хлебникова. В таком «контексте» и был сотворён «Авиатор».
Работа выполнена на холсте, техника написания — масло, размер полотна — 125 × 65 см.
Жанр картины Казимира Малевича Авиатор — абстракция. Изображение не поддаётся логическому толкованию. Сам Казимир Малевич назвал своё произведение алогизмом, «заумным, но не безумным реализмом». Как в поэзии футурист Маяковский со своим «Нате!», так Малевич в своих картинах бросал вызов традиционным вкусам.
Композиция работы — линейная, так как изображение полотна вертикальное и горизонтальное.
Фигура человека размещена среди плоских форм. За спиной «авиатора», который почему-то в цилиндре, вырисовываются зубцы пилы. Туловище фигуры по диагонали перекрывает белый силуэт рыбы. Есть предположение, что это ассоциация со словом «воздухоплавание».
В правом верхнем углу полотна нисходящими ступеньками значится слово «Аптека». Есть мнение, что авиатор перед полётом зашёл в аптеку за бензином, так как бензин в то время продавали в аптеке. В левой руке героя картины — игральная карта, трефовый туз. Возможно, художник подразумевал его значение в гадании.
Лицо авиатора пересекает по диагонали (перпендикулярно силуэту рыбы) вилка, закрывающая глаз. От неё красная стрелка прочертила вправо к центру цилиндра, где источник света, словно глаз с чёрным зрачком, излучает свет в виде жёлтых треугольников, веером развернувшихся справа над головой человека. В лице его виден только один глаз, широко раскрытый. Выражение лица человека неподвижное, остолбеневшее.
Цветовая палитра произведения отличается яркостью цветов и их разнообразием. Если сама фигура авиатора выдержана в серо-белых тонах, то окружающая его среда (плоскости) представляет собой смешение тёплых и холодных цветов и их оттенков. Колорит картины составляют цвета: красный, синий, голубой, оранжевый, тёмно-зелёный, светло-зелёный, коричневый, бордовый, серый.
Картина достаточно насыщена светом. Фигура освещена слева до полной белизны, как и рыба. Справа также падает свет на авиатора от витрины аптеки. Дополнительный источник освещения находится в центре головного убора героя.
«Авиатор» — картина, которую можно толковать по-разному. Каждому — на своё усмотрение. Её можно назвать головоломкой.
«Авиатор» Казимира Малевича стоит в ряду картин, выражающих позицию художника, реформатора в искусстве. Автор стремится показать зрителю иное восприятие действительности, свободное от логики, основанное на ассоциациях и символах.