Н. И. Фешин – это художник, который может объединить в своей работе несколько направлений, а портреты всегда характерные. Одной из яркой работ живописца является «Портрет Вари Адоратской».
На полотне изображена девочка, которая сидит на столе. Обстановка в комнате скромная, но множество деталей разбросаны, что образует беспорядок. Такая обстановка свойственна детям этого возраста.
Девочке на вид можно дать лет десять, но ее взгляд абсолютно взрослого человека. Ее глаза передают глубину мыслей человека познавшего мир. Казалось бы ребенок еще не переживает ни за что, но глубина глаз просто поражает. Они выражают настороженность и сдержанность.
Художник очень точно прорисовал детали и фон. Множество предметов изображены четко и понятно. В разбросанных игрушках можно различить даже детали. Мимолетно возможно принять и героиню за большую куклу. Она словно застыла в недоумении среди детских вещей.
Портрет необычен, прежде всего, своим композиционным построением, не принятым в то время расположением модели. Здесь сказывается влияние модернизма — центр полотна смещен влево, где и изображена главная героиня девочка — Варя.
Автор усаживает модель довольно оригинально, на столе, среди разбросанных фруктов, игрушек, посуды. Сразу притягивает взгляд Вареньки — немного удивленный, как будто ее только что окликнули, серьезный, и в то же время пытливый, вопросительный.
Вся картина дает ощущение воздушности и переливчатости света, выписана в легкой, мягкой, нежно-жемчужной гамме. Равновесие ей придает натюрморт с блестящим чайником и яркими пятнами фруктов, скомпонованный в правой части полотна.
Если вспомнить, что картина написана в 1914 году, когда шла Первая Мировая Война, то благодаря таланту художника, с особой остротой чувствуется как сама девочка и окружающие ее предметы создают особый детский, защищенный уголок, атмосферу спокойствия, тепла, гармонии, уюта и душевности. Как будто нет вокруг жестокого мира, с его войнами и страданиями.
Многие проводят параллель между работой Фешина и «Девочки с персиками» Серова. Но, скорее, эти работы можно объединить только общей идеей — надеждой на светлое и чистое, что дает нам мир детства.
По словам современников «Портрет Вари Адоратской» — самый красивый, мощный, свежий, исполненный с огромным мастерством, шедевр живописи Николая Ивановича Фешина.
Живописец изобразил детство как таковое. Игру и шалости, беззаботность и наивность. Белое платье девочки подчеркивает чистоту, две косички дополняют образ школьницы.
Обычная светлая комната без излишеств раскрашена яркими деталями, которые хаотично разбросаны. В этом и есть детство. Дети приносят в жизнь яркость, хаос и в этом их прелесть присутствия. Место выбрано не случайно, оно служит идеальным фоном для девочки.
Живописец очень внимательно подходит к деталям, в его работах не бывает случайностей и совпадений. Спустя сорок лет после написания работы, объявилась женщина, которая в детстве позировала для этой картины. Она в подробностях рассказала, как именно проходил сам процесс, открыла завесу всех тягот натурщицы.
Сидеть ей было жутко неудобно, да и длительная работа не приносила удовольствие. Образ девочки и аккумулирует в себе бесконечность мыслей, выраженных в одном взгляде ребенка.