Анализ картины Ивана Шишкина Дорога во ржи - Шишкин Иван
Анализ картины Ивана Шишкина Дорога во ржи

Анализ картины Ивана Шишкина Дорога во ржи

Иван Иванович Шишкин – русский художник, непревзойденный мастер пейзажа и пасторали. Имя Шишкина известно, наверное, каждому школьнику – настолько его произведения часто встречаются на страницах книг и учебников, и про него обязательно отдельно рассказывается в музее.

Шишкин был почетным академиком, руководителем пейзажной мастерской, и обучил десятки талантливых художников. Но, несмотря на всю активную деятельность в художественном сообществе своего времени, Иван Иванович прославился, конечно, картинами.

Дарование живописца и невероятная чуткость Ивана Шишкина к передаче состояний природы были отмечены уже в годы обучения – сначала в Московском училище живописи и ваяния, а затем в Императорской Академии художеств. Получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу, в 1862 году художник отправился в Европу. Он работал в Мюнхене, Дюссельдорфе, Цюрихе, брал уроки у крупнейших немецких живописцев, посетил Берлин, Дрезден, Прагу и другие города.

Пребывание за границей, вдали от родных мест, вызвало у художника острое чувство неудовлетворенности: «Я <…> совершенно растерялся, да не я один, все наши художники и в Париже, и в Мюнхене, и здесь, в Дюссельдорфе, как-то все в болезненном состоянии». Несмотря на теплый прием и восхищение иностранной публики, особенно рисунками художника, уже в 1865 году Шишкин принял решение досрочно вернуться в Россию для «более плодотворного изучения своего русского пейзажа». С возвращением домой в жизни Ивана Шишкина начинается новый, необычайно деятельный этап, характеризуемый окончательным сложением авторского стиля и техники, творческой зрелостью. Обращаясь к любимому русскому пейзажу, художник много работал с натуры и подготавливал композиции больших живописных произведений.

Этюд «Дорога во ржи» Ивана Шишкина был исполнен в усадьбе Братцево под Москвой, где Шишкин проводил лето вместе с пейзажистом Львом Каменевым. Наслаждаясь сельскими видами, живописец, чьей излюбленной темой была лесная природа, запечатлевал нетипичный для себя мотив бескрайнего поля и уходящей вдаль тропы. Вытянутый формат холста вторит протяженной линии горизонта: ничто не ограничивает взор зрителя, предстоящего перед панорамой воспетого художником подмосковного пейзажа. Усилить перспективный эффект ему позволяют технические приемы живописи: нюансы переднего плана Шишкин прописывает детально, добиваясь осязательности каждого цветка, тогда как удаленные объекты, напротив, трактует обобщенно, мягко, словно растворяя в воздушной дымке.

Сходный мотив дороги или тропинок в поле ржи встречается и в других произведениях Шишкина («Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» (Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина), «Полдень. В окрестностях Москвы»). Эти пейзажи послужили этапами подготовки к созданию большой картины «Рожь» в 1878 году.

Пейзажи русской природы, знакомой каждому, кто хоть раз выезжал из города, кружат голову своей яркостью, жизненностью и реалистичностью. «Дорога во ржи» была и до сих пор является одним из шедевров кисти живописца.

Картина изображает именно то, что указано в ее лаконичном названии – дорогу, которая разрезает собой поля ржи. Как и во всех остальных пейзажах, холст разделяется на две части четкой полоской горизонта. Светло-голубое небо, говорящее зрителю о хорошей погоде, усеяно белоснежными облаками.

Горизонт почти не прорезается деревьями, а значит поле и, вместе с ним, дорога тянутся еще очень далеко от изображенного места. Ярко-желтая рожь радует глаз, повышает настроение, будто на картине появляется солнце, заливающее светом все вокруг.

Четко посередине, в самом центре картины, Шишкин помещает маленькую фигуру человека – путник, в темном холщовом одеянии и с белой связкой за спиной, держится за длинную палку, которая поможет ему пройти весь длинный путь, ожидающий впереди.

В произведении есть типичные и нетипичные для Шишкина элементы. Прорисовка травы и деталей, вплоть до палки путника, очень похожа на художника – его интересует каждый элемент, которому мастер придет такое же значение, как и общему целому. Но, к примеру, панорамный формат картины – довольно редкое явление.

Вероятно, в данном случае он был выбран Шишкиным, чтобы усилить ощущение протяженности, помочь зрителю почувствовать пейзаж лучше.