Художник показал там эту дорогу не случайно, и сама картина может вызвать совершенно разные чувства при изучении картины. Аппиева дорога здесь изображена как часть пустыни, и она сливается с общим пейзажем так, что не совсем понятно, где дорога, а где остальное пространство. И мы можем понять это только исходя из того, что по краям дороги установлены надгробья древних захоронений. Таких же древних, как и сам город и дорога.
Многие знают, что Рим является столицей христианства и, по большей части, католицизма. Дорога в Рим в данном случае может означать долгий путь верующего от тьмы к свету, от безверия к вере, от греха до очищения. И здесь совершенно не имеет значения ветвь христианства. Не зря ведь по окончании дороги за горизонтом мы видим опускающееся на закате яркое солнце, чуть заслоненное облачной дымкой на чистом голубом небе. Эта своеобразная безмятежность, успокаивающая странника на его нелегком пути. Вдали мы видим город, состоящий из древних построек. Он непоколебим, честен и строг. Ничто не может сломить его или изменить в нем что-то. Он как бы застыл в безвременье, в вечной жизни и вере. И мы имеем возможность здесь наслаждаться его панорамой.
Также вдалеке видны горы, еще больше увеличивающие значимость и величие Рима. Это то, что может говорить о победе над злом в душе каждого человека, и победе над язычеством. Это переплетение красоты природы с человеческой сущностью. Это божественная благодать. Картина расценивается как позитивная, успокаивающая и дающая чувство безмятежности. Но в то же время она показывает несокрушимость и стойкость, возвышает дух, даря ощущение реальности странствий по Аппиевой дороге.
Аппиева дорога была проложена итальянскими легионерами Римской империи из столицы на юг Италии. Она стала началом обширной сети дорог в государстве, и через этот путь позднее было налажено сообщение с другими странами Европы.
В середине XIX века художник Александр Иванов жил в небольшом городе недалеко от Рима – Альбано. Именно там ему и пришла идея написать вечерний пейзаж. На своей картине «Аппиева дорога при закате солнца» он изобразил древнюю дорогу Appia.
Главным героем картины становится, безусловно, дорога. Зритель смотрит на нее сбоку, поэтому ее начало обрезано рамой. Путь не прорисован четко – мы узнаем о нем только с помощью теней и неявных цветовых намеков: где-то в траве виднеются углубления – это и есть знаменитая Appia.
По краям дороги расположены разрушенные гробницы, но они тоже едва заметны, потому что некоторые из них уже превратились в холмы. Чуть поодаль — руины, которые тоже почти сравнялись с землей, а на заднем плане виднеется город, подернутый дымкой.
Безусловно, любая картина, написанная на историческую тематику, не может обойтись без символов. Картина Иванова не стала исключением. Стоит отметить, что это полотно можно воспринимать по-разному.
С одной стороны, атмосфера картины пронизана чувством разрухи и запустения. Разрушенные постройки рождают ощущение одиночества и даже тоски от потери былого величия города.
С другой – очертания города на горизонте, в особенности силуэт купола Святого Петра, и гор – с давних времен ассоциировавшихся с вечностью — дают надежду на продолжение жизни. Картина словно говорит: «Конец – это всегда начало», ибо несмотря на бренность построек, память об их величии не подвержена коррозии.
По краям её видны старинные гробницы, увенчанные памятными камнями. До города ещё далеко, он простирается где-то там, на дальнем плане. Он настолько далеко от зрителя, что его скрывает сизая дымка. И тем не менее в ней угадываются постройки, ближайшая из которых – древний акведук.
В пустыне нет ничего, что помешало бы смотреть на эту городскую панораму. Оттого и создаётся такое впечатление, что зритель спешит по этой дороге добраться до Рима, чтобы увидеть там все эти постройки, и, пожалуй, уже не надо ему будет прятаться от солнца – оно уже заходит, а вот обрести ночлег – это необходимо.
Кто-то из современников художника писал, что это творение будет воспринято как закат католицизма. Однако картина такого ощущения не оставляет. Наоборот, в просматривающихся издали постройках где-то на грани подсознания ощущаешь величие древнего античного города. И пусть это уже развалины того, языческого Рима, но над ними возвышается купол Петра, который достаточно отчётливо просматривается сквозь дымку. И скорее всего, он должен символизировать победу Христианства над язычеством.
На самом дальнем плане видны горы. Это как раз символ вечности и несокрушимости, незыблемости природы. И пусть на самой картине нет героев, героем чувствует себя сам зритель, пере которым «даль видна». Эта та самая дорога, которую осилить может только идущий, а не размышляющий о том, как её преодолеть.
Поэтому полотно воспринимается как позитивное. Оно наполнено солнцем и мягкими, типичными для заката, тенями. И пусть путь проходит между могилами, об этом как-то не думаешь, когда отправляешься в своё мысленное путешествие к Риму.