Анализ картины Константина Крыжицкого Дорога - Русские художники
Анализ картины Константина Крыжицкого Дорога

Анализ картины Константина Крыжицкого Дорога

«Дорога» — одно из самых блистательных картин русского живописца Константина Крыжицкого.

В России, как говорится, 2 беды – дураки и дороги. Нельзя не согласиться со вторым утверждением. Дороги в нашей стране как были неказистыми, так и остались, несмотря на далеко идущий прогресс. И может в мегаполисах и крупных городах ситуация с дорогами выглядит лучшим образом, то в деревнях и селах все по-прежнему – в ямах и колдобинах. Зимой в огромных непролазных сугробах, летом в клубах пыли.

Как говорят в России две беды – дороги и дураки. Насчёт дураков, наверно верно. А вот насчёт дорог – точное утверждение.

Дороги в России как были неприглядными, так и остались, и это не смотря на прогресс или ещё чего-то там. И даже если сделают дорогу хорошо, то это ненадолго. И, как правило, делают хорошие дороги только центральные, а те что в глубинке – как при царе Горохе – с ухабами, с грязями непролазными весной и осенью, а летом – пыльными, зимой – под большими сугробами.

Это если даже тогда не всякая телега смогла преодолеть такие дороги, то сейчас не всякий трактор сможет там легко проехать. В общем, это не дорога, это испытание человеческой выносливости и выносливости техники.

Прошёл испытание – дорога твоя и есть возможность ехать дальше, не прошёл – застрял в грязи – помощь придёт не сразу.

На полотне Крыжицкого дорога летняя и ведёт она к малой деревеньке с небольшой церквушкой. Вокруг поля с пшеницей, а где-то вдалеке видна эта деревушка. А по дороге идут люди и, судя по всему, идут уже с работы на полях.

В летнее время самая что ни на есть работа в поле – за урожаем приглядеть, а если нужно – и урожай собрать. Ярко и сочно, не скупясь в красках, изобразил художник, сей пейзаж. И небо дышит своей жизнью и земля не отстаёт: много пшеницы, а по краям дороги травушка в зелёном наряде. А небо в облаках, в пышных и наверно дождевых. С одной стороны – хорошо, что дождевые – дождь землю водой окатит, с другой стороны – вода может подпортить летний урожай и тогда ничего не будет в закромах.

Вот поэтому люди с раннего утра и до заката работают в поле. Но главное что сумел передать художник – деревенский колорит, природу края. Так и хочется оказаться там и пройтись босиком по пыльной дороге. Особенно приятно пройтись так после дождя, не сразу как он закончился, а несколько позже.

На картине Крыжицкого мы видим проселочную дорогу, ведущую через ржаное поле к маленькой деревушке. Лето, тяжелая золотая пшеница колышется на ветру, колосья уже поспели, низко склоняются к земле. Скоро придет время собирать урожай. Вдалеке возвышается маленькая церковь. Ярко-голубое небо в пышных сдобных облаках, возможно, будет дождь. По дороге неспешно бредут люди — летняя работа в поле закончена – пора домой. На плече у женщины — узелок, видимо несет остатки обеда и нехитрые пожитки. Пара людей, идущих вдалеке, о чем-то оживленно беседуют, наверно обсуждают прошедший день и будущий плодотворный урожай.

С какой любовью и мастерством художник изобразил передний план: и рытвины на дороге, пахнущей пылью, и полевые цветочки, зеленую сочную траву, что придает полотну жизненную непритворную наглядность. С какой точностью передает Крыжицкий каждый колосок, каждую травинку, каждый цветочек.

Пейзаж выглядит очень выразительно и красочно. Совершенно отчетливо передает скромную и спокойную жизнь деревенских жителей, умиротворяющую природу. Незнакомая деревенька кажется совсем родной. Так и тянет пробежаться босиком по этой летней проселочной дороге.

Атмосфера полотна художника наполнена спокойствием и миром, создает ощущение родных просторов.