Анализ картины Юрия Пименова Фронтовая дорога - Русские художники
Анализ картины Юрия Пименова Фронтовая дорога

Анализ картины Юрия Пименова Фронтовая дорога

Известный русский художник Юрий Пименов примерно за год до окончания Великой отечественной войны создаёт практически живую картину под названием «Фронтовая дорога». Всего за пару лет до этого автором была написана другая не менее известная работа под названием «Новая Москва», которая очень тесно пересекается с картиной военного времени и изображает одно и то же действие главной героини, меняя только лишь окружающий фон.

На двух этих картинах, художник рисует за рулем девушку с такого ракурса, будто мы едем вместе с ней в машине и наблюдаем за происходящим. В «Новой Москве» Пименов демонстрирует свое видение будущего в городе, но после начала трагической эпохи в мировой истории, художник пишет картину «Фронтовая дорога» показывая нам тот же самый город, разгромленный и разграбленный фашистами.

Написанная за год до окончания войны картина Юрия Пименова «Фронтовая дорога», вероятно, может показаться вам очень знакомой: ведь её построение в точности повторяет композицию картины «Новая Москва», созданной Пименовым еще до войны, в 1937 году. Та работа Юрия Ивановича вмиг стала символом новой эпохи: свежая, умытая летним дождем красавица Москва в ней очень созвучна образу юной девушки, управляющей легковым автомобилем. Рисунок на платье, гвоздики в боковом ветряке, звенящий воздух и яркие краски города – все здесь сливается в оптимистичном гимне новой счастливой жизни.

Повторяющая излюбленную композицию Пименова картина «Фронтовая дорога» словно продолжает это стремительное движение вперед, только теперь уже в новых условиях. Вместо широкого проспекта – изрытая колесами зимняя дорога с разбитой техникой на обочине, вместо шумного города – руины домов, а вместо легкого платья героини – грубый военный полушубок. Путь к беззаботному светлому будущему вынужденно сменяется движением в оглушающую пустоту, и этот контраст между привычной композицией, которая отсылает к образам счастливой жизни, и удручающим видом разрушенного города, оказывает на зрителя наиболее сильное впечатление.

Очень важно, что на этой картине история прекрасной незнакомки, которую мы привыкли воспринимать со спины, не обрывается – спустя 16 лет Юрий Пименов вновь написал её образ, когда ему была заказана копия картины «Новая Москва». Юрий Иванович рассказывал: «Когда я начал работу над картиной, я особенно ясно увидел, как выросла Москва за последние годы. И мне захотелось написать не просто повторение, а по существу новую картину о своём прекрасном городе Москве в 1960 году». И вновь на картине, как и в довоенное время, — быстрый бег автомобиля, толпы прохожих и яркие краски. Но главное – надежда. На то, что никогда больше эти виды не сменятся видами с фронтовой дороги.

Девушка за рулём автомобиля, по всей видимости, ведёт беседу со своим военным спутником, обсуждая происходящее вокруг. Мимо них проезжают большие грузовики, перевозящие толпы солдат, на обочине лежит разбитая техника. Если присмотреться к деталям, то можно увидеть столб дыма от домов, встречающихся по пути. Исходя из этих деталей, приходит четкое понимание того, что на картине художник изобразил непередаваемую атмосферу непосредственно после боя.

Юрий Пименов в своей знаменитой работе «Фронтовая дорога» очень точно уловил дух военного времени, передав нам эмоции этого поистине трудного периода в истории России и всего мира. Панорама разрушенного города, который на предыдущей картине «Новая Москва» излучал яркое и счастливое будущее заставляет содрогнуться от непредсказуемости ужасных перемен. Красивые новые дома, дорогие машины и толпы людей, спешащих по своим делам, сменились разрушенными зданиями, разбитой военной техникой и пустотой вокруг.