Анализ картины Григория Мясоедова Дорога во ржи - Русские художники
Анализ картины Григория Мясоедова Дорога во ржи

Анализ картины Григория Мясоедова Дорога во ржи

Мясоедов был сыном мелкого дворянина в Тульской губернии, и многое вынес из своего босоногого детства, которое вряд ли сильно отличалось от детства его сверстников, не отличающихся знатным происхождением.

Григорий Мясоедов был одним из основателей и активнейших деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. Живописец широко известен как мастер, писавший полотна на исторические, литературные и современные социальные сюжеты. Среди них «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), «Земство обедает» (1872), «Чтение Положения 19 февраля 1861 года» (1873), «Самосожигатели» (1882, 1884; все – Третьяковская галерея), Косцы, Опахивание, Осеннее утро, Страдная пора. В своих немногочисленных пейзажах художник стремился создать глубокий, элегический образ природы.

На картине запечатлено бескрайнее золотистое поле. Композиционный центр полотна – проселочная дорога, ведущая к горизонту. По ней медленно идет в деревню одинокий странник в изношенной одежде, с сумой на плече и посохом в руках. Лица его не видно, но склоненная сутулая спина, опущенная голова словно говорят о дальнем пути и усталости путника. Темно-золотистый, насыщенный цвет бескрайнего поля гармонично сочетается с небом, в котором создан ансамбль из белых, розовых и синих оттенков. С трепетностью и особой тщательностью художник пишет колоски, травинки, луговые цветы и листочки. Картина поражает простотой и выразительностью мотива, оставляя ощущение внутреннего движения, спокойствия и умиротворения.

Первоначальный графический эскиз-набросок картины находится в Полтавском художественном музее, акварельный эскиз – в Государственном литературном музее, этюд маслом под названием «Вечернее небо» – в Калужском областном художественном музее.

В журнале «Всемирная иллюстрация», в статье, посвященной IX передвижной выставке, было отмечено, что задача этого произведения «поэтическая» и верно выбранная художником, однако «глубина сюжета только затронута»: «нет пара, выходящего из нагретой земли и сообщающего новый, трудно передаваемый эффект морю колосьев, озаренных солнцем, уже теряющим силу нагревания». Эта тема будет продолжена в известном произведении Григория Мясоедова «Страдная пора. Косцы» (1887, Государственный Русский музей).

Наблюдательный, влюбленный в окружающий мир, Мясоедов смотрел и запоминал значимые и не слишком события из жизни села. Как сеют и как жнут, как ухаживают за скотиной, как празднуют, когда есть, что праздновать. Даже окончив Академию Художеств и совершив небольшое турне по странам Европы, Мясоедов не забыл о собственном прошлом. Многие его картины повествуют именно о крестьянском быте – другие же изображают исторические события либо исторических деятелей и жизненные сценки.

«Дорога во ржи» Григория Мясоедова – одна из картин прошлого, запечатленных на холсте. На ней бескрайнее пшеничное поле – среди колосьев можно разглядеть стебли других растений, цветы-сорняки, но это вовсе не портит ощущения, что поле бескрайне, как море. Оно протянулось от горизонта до горизонта, и, если прислушаться, можно услышать, как бродит ветер среди налитых колосьев пшеницы. А почти посередине холста проходит дорога.

Конечно, не мощеная, просто проселок, протоптанный многими людьми, которые по нему проходили. Мелкие цветочки и невысокая трава растут на нем, пользуясь возможностью впитывать солнечный свет беспрепятственно, и идет по нему человек в рваной одежде, с сумой на плече, с посохом в руках.

Вряд ли он крестьянин – скорее путешественник, нищий или паломник. Он идет давно – это видно по легкому наклону фигуры вперед, по склоненной голове – и привык к этому. Лица его не видно, зато, если приглядеться, можно разглядеть там, куда он направляется, крыши деревни. А над ним возвышается небо – серое, скорее всего, уже вечер – и на горизонте теснятся тяжелые облака, которые могут принести дождь.

Картина оставляет ощущение незавершенного пути, постоянного, почти бессмысленного, движения. Но нет отчаяния или страха. Только умиротворение и ветер в пшенице.