Это очень известная картина Крамского. Она вошла в собрание картин Государственной Третьяковской галереи. Ее также называли «Мужик с дубиной в лесу». Было еще одно название, связанное с простреленной шапкой полесовщика. Данный вид живописи стал использоваться в нашей стране в 1870 годах.
Иван Николаевич Крамской, преимущественно портретист интеллигентного слоя русского общества, тем не менее отдал существенную дань портретам крестьян. Крамского привлекала цельность народных характеров («Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев«), их скрытая неукротимая стихийная сила («Полесовщик»), рефлексирующий психологический тип в крестьянской среде («Созерцатель»). Художник хотел написать большую картину из жизни деревни – «Крестьянский сход» – и рассматривал многие свои крестьянские портреты как этюды типов для картины. «Тип и только пока один тип составляет сегодня историческую задачу искусства…
Сюжет, столкновения характеров, события, драма, все это еще в отдаленном будущем. Теперь мы должны собрать материал, мы еще не знаем ни типов, ни характеров нашего народа, как же мы будем писать картины?», – говорил Крамской В. М. Васнецову. Но задуманная картина “Крестьянский сход” так и не была осуществлена. Портретный этюд у Крамского становился самодостаточным законченным портретом, работа над ним затягивала художника, и это мешало при создании многофигурной композиции, “солисты” не могли составить многоголосый “хор” большого полотна.
Лето 1874 года – самый разгар охватившего общество так называемого «хождения в народ» – массовых выездов интеллигенции и студенчества в деревни с просветительскими и пропагандистскими целями. Крестьянские портреты Крамского – своего рода исследовательская практика, в основе которой стремление приблизиться к народу, вглядеться в лица, постичь психологию русского крестьянина, попытаться понять, из каких первоэлементов складывается национальный характер.
Порой Крамской всматривается в крестьянские лица не без трепета, тайной боязни перед неуправляемой стихией народного протеста. О своем «Полесовщике» художник, в частности, писал: «Мой этюд в простреленной шапке по замыслу должен был изображать один из тех типов (они есть в русском народе), которые многое из социального и политического строя народной жизни понимают своим умом и у которых глубоко засело неудовольствие, граничащее с ненавистью. Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Стеньки Разины, Пугачевы, а в обыкновенное время они действуют в одиночку, где и как придется, но никогда не мирятся. Тип не симпатичный, я знаю, но знаю также, что таких много, я их видел».
Название «Полесовщик» – это старое Русское понятие, которое означало лесника. Крамской изображал этот специально, по своему желанию. Он хотел показать, какие люди живут в нашей стране.
Их хоть и мало, но, все же, они есть. Он писал о своей картине Третьякову, что вот из таких мужиков складываются восстания таких людей как Пугачев или Стенька Разин. Но в обычной жизни такой тип людей действует в одиночку.
На полотне «Полесовщик» мужик-лесничий изображен художником с большой дубиной. Его взгляд наполнен тревогой. Он тщательно всматривается вдаль. Возможно, там мужик увидел опасность, но лесник привык к такому образу жизни. Он четко знает, как противостоять любому зверю. Его дубина – это оружие, которым он мастерски владеет. Он словно волк-одиночка в лесной глуши.
Данное полотно вызывало и вызывает немало споров и рассуждений по всему миру. Оно будто говорит, что мощь русская неукротима. Русский люд не боится никаких трудностей. Темный фон на полотне дополнительно нагнетает и без того тревожную обстановку.
Мужик одет в простую рубаху. Его шапка прострелена, что говорит о большой опасности его жизни, о трудности вы понимай доле. Но Полесовщик будет стоять до конца. Жизнь или смерть, чего бы она ни стоила. Но еще в его глазах можно прочесть обиду, за то, что противостоять ему нужно не только дикому зверю, но и тем, кто хочет их убить: браконьерам. Шапка с дырами от пуль доказывает, что столкновения с ними могли лишить его жизни, но лесник выстоял.
Полотно находится на хранении в Государственной Третьяковской Галерее. Москва. Павел Третьяков выкупил ее у Крамского в 1875 году.