Анализ картины Ивана Крамского Созерцатель - Иван Крамской
Анализ картины Ивана Крамского Созерцатель

Анализ картины Ивана Крамского Созерцатель

1870-80-е годы в творчестве Крамского отмечены большим интересом художника к крестьянской жизни – живописец много пишет простых крестьянских людей в родном для них антураже, ведомых своими привычными эмоциями. Картина «Созерцатель» является одной из самых ярких и характерных работ того периода.

На заснеженной обледенелой тропе зритель видит стоящего крестьянина. Одет он в простую и изрядно потрёпанную одежду – кафтан внизу и на рукавах откровенно оборван, полуразбитые лапти. Создаётся явное впечатление, что этот человек с обветренным лицом шагал сквозь редкий лес и вдруг, неожиданно для себя остановился, погрузившись в свои думы. Разглядывая лицо человека, очень сложно понять чему созерцает этот бедняк, однако, интуитивно понимаешь, что его думы скорее связаны с его непростой жизнью, нежели поэтическим любованием окружающей природы.

На картине Ивана Крамского Созерцатель перед нами предстает крестьянин, который стоит на лесной заснеженной тропинке. На нем старый кафтан и традиционные лапти. Руки он убрал в рукава, да и весь его вид обнаруживает то, что он сильно замерз. Почему же он остановился? Причина в том, что он о чем-то думает.

Крамской задумал эту картину в 1870 году. Считается, что сегодняшнее название картине дано Третьяковым.

Что же созерцает герой? Быть может природа, а, возможно, свою семейную жизнь. О чем думает крестьянин? О собственной бедности и голоде, о злобе, которая ждет его дома. Нам совершенно неважно, кто этот мужичок. Удивляет другое. Он настолько отрешен от всего, что его окружает. Герой картины полностью погружен в себя. До Крамского ничего подобного не существовало.

Мужик стоит и думает. О чем же? Возможно он и сам не знает. Ему дороги сами впечатления от того состояния, в котором он находился в процессе собственного удивительного созерцания.

Крамской изобразил не просто невероятно сложный характер, но и целый тип социального плана. Это исконно русский тип созерцателей, который обязательно рождал невероятно сильные характеры, которые часто скрывали конфликт с действительностью, пряча его под кажущейся на первый взгляд непритязательностью.

Именно созерцатели были основной частью молчаливого народа, но рано или поздно гнев выплескивался наружу.

И в наше время в народе много созерцателей, хотя со временем они стали выглядеть иначе. Они пока еще не заявили о себе. До настоящего момента они лишь впитывали в себя все происходящее в мире. Скоро наступит время современных созерцателей.

Существует мнение, что название картине дал Павел Третьяков. Полотно вызвало у него большой интерес, хоть и не было закончено. Выказывая восхищение, меценат по какой-то причине отказался купить работу, когда Крамской нанёс все завершающее штрихи. «Созерцатель» ещё два года висел в мастерской живописца до того времени, как её не купил общественный деятель Федор Терещенко. Сейчас большая часть его коллекции вместе с полотном Крамского принадлежит Музею русского искусства в Киеве.