Письма самого автора, в первых экспозициях и каталогах мелькали другие названия этого произведения – пожалуй, ярче отражающие его суть. “Старик на пчельнике”, “На пасеке”, “Стар стал”.
Великий русский живописец Иван Крамской был одной из ключевых фигур русской культуры второй половины XIX века. Фактически именно он преобразил жанр портретного реализма, став идейным вдохновителем многих художников, благодаря нему русская живопись заиграла новыми яркими красками.
Особое место в галерее шедевров Крамского занимает “Пасечник”. Полотно было написано мастером в 1872 году. С 1925 года она находится в Государственной Третьяковской галерее.
В 1874 году Крамской представляет картину, изображающую умудренного жизнью старика с посеребренными волосами на петербургской выставке передвижников.
Пасечник абсолютно не суетлив, его фигура олицетворяет терпение. Наряду с этим Крамской вкладывает в изображение старика чувство гармонии с природой, желание сберечь ее для будущего поколения. Это выражено в трогательном, почти отеческом отношении к своим пчелам, пасечник полностью вкладывает душу в свой многолетний труд. Ему привычно одиночество, жизнь идет своим чередом по только ему ведомым законам. На лице и натруженных руках старика сконцентрирован свет солнца. Борода, остриженная коротко, настоящий крестьянский крест поверх рубахи, босые ноги, ключ, аккуратно висящий на поясе – детали, мастерски подмеченные художником, дополняют образ героя. За спиной старика мы видим тропинку с пасекой. Там труд всей его жизни. Человек видится царем своего загадочного пчелиного мира. Тропинка, в свою очередь, по сути делит картину на две взаимосвязанных части, отделяя царство пчел от скромного уединения пасечника.
Полотно увидело свет на 3-й выставке “передвижников”, в Питере, в 1874 году. В частную коллекцию ее купил К. Солдатенков, который завещал ее после смерти Румянцевскому музею, куда она и перешла в 1901 году, затем в Третьяковку.
“Пасечник” – один из цикла крестьянских портретов мастера.
В центре сюжета – присевший перевести дух старичок. Без лишних взмахов кисти видно, что пасека – его жизнь, несмотря на превратности старости. Оптимизм и светлую грусть передает жизнерадостная палитра картины.
В герое абсолютно отсутствует суетность. Магическим способом автор передает через образ старика его сущность: трогательную любовь к пчелам, природе, гармонии с ней и многолетний опыт работы на пасеке.
Сами того не замечая, мы судим о персонаже по едва уловим, но четко продуманным художником деталям: крупный крестьянский крест на груди, коротко стриженная борода (в длинной могут заплутать пчелы), аккуратная прическа, максимально простая, но безупречно ухоженная одежда. Даже ключик на поясе – показатель, скорее всего, педантичности, серьезному и строгому отношению к себе и вещам.
Старец явно находит особое удовольствие в одиночестве и в компании природы, любимых пчел чувствует себя замечательно.
Солнце играет на руках и лице героя. Пасека позади – как таинственный городок. Тропинка делит композицию на 2 взаимосвязанных части, одновременно, конечно, разделяя человеческий мир и пчелиное королевство.
Это полотно – один из первых в творческом пути Ивана Николаевича Крамского натурных сюжетов на фоне пейзажа.
В своей книге о художнике, В. Порудоминский описывал “Пасечника” как картину о неизбежности старости, говоря о бессилии и отрешенности старика.